Адаптация персонала

Адаптация персонала — свой среди своих

Адаптация сотрудников — процесс ознакомления нового сотрудника с организацией и условиями трудовой деятельности на новом месте.

Адаптация персонала является одним из звеньев в управлении персоналом. Адаптация распространяется не только на новичков, но и на «старых» сотрудников, переведенных на новую должность внутри компании. Процесс адаптации происходит как на профессиональном, так и социально-психологическом уровне, включая деловое и неформальное общение с коллегами в рабочее и нерабочее время. Как правило, период адаптации определяется размером испытательного срока.

Обычно адаптация сотрудников начинается с оценки уровня его профессиональной компетенции. Чем выше уровень профессиональной подготовки и опыт аналогичной работы, тем обычно легче и быстрее проходит процесс адаптации. Затем идет этап знакомства с компанией: цели, приоритеты, культура и традиции, система оплаты труда, дополнительные льготы и т.д. Далее — приспособление к новой работе, условиям, коллегам. И в завершение — преодоление неизбежных в начале проблем и переход к полноценной эффективной работе.

Уже в процессе адаптации у сотрудников складывается отношение к политике компании и вырабатывается соответствующий стиль поведения. От полного отрицания всех ценностей, что обычно приводит к быстрому увольнению. И до принятия всех или основных условий (при неприятии второстепенных), что способствует дальнейшей плодотворной работе. Кроме того, возможен вариант маскировки сотрудника, который только делает вид, что его все устраивает. Такой сотрудник в любой момент может неожиданно покинуть компанию.

Правильно налаженный процесс адаптации персонала помогает преодолеть новичкам неуверенность в отношениях с коллегами и руководством, поддерживать хороший климат в коллективе, минимизировать текучку персонала. Для этого нужна четкая программа адаптации, включающая в себя:

  • вступительный тренинг;
  • комплект печатных материалов с политикой компании, миссией, историей; организационной структурой и списком сотрудников; функциональными обязанностями; правилами пожарной и технической безопасности;
  • программу дополнительного обучения и/или закрепление наставника;
  • систему подведения итогов испытательного срока и последующей аттестации.

Чтобы ваша программа адаптации сотрудников выполнялась, необходимо определить сроки для выполнения каждого этапа и назначить ответственного.

Необходимо крайне серьезно относиться к адаптации сотрудников внутри процесса управления персоналом. Именно здесь можно потерять ценного сотрудника и свести на нет усилия на этапе поиска и найма.

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!


Лучшие статьи каждую среду в нашей рассылке. Присоединяйтесь к TOCpeople!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Политики конфиденциальности.