Управление цепью поставок

Управление цепью поставок: просто о сложном

Мы уже в некоторой степени знакомы с понятием дистрибуции. Когда мы отправляемся в магазин, чтобы купить товар, а его не оказывается в наличии, мы осознаем существование дистрибуции, или в данном случае ее отсутствие.

Несомненно, наилучший вариант – это когда дистрибуция не видна конечному пользователю. Системы дистрибуции являются неотъемлемой частью многих процессов и имеют присущие только им проблемы и положительные стороны.

Давайте рассмотрим общую схему дистрибуции и более детально разберем ее свойства.

В цепи поставок имеется производитель продуктов, которые затем продаются через разветвленную сеть поставщиков конечным пользователям/потребителям. Мы могли бы расширить модель, рассмотрев для примера схему работы склада супермаркета, который приобретает товары у других поставщиков, а не напрямую у производителя. Но давайте попробуем взглянуть на это глазами производителя и будем считать, что товары действительно производятся в источнике системы.

Изначально производитель может не иметь собственного склада, и продукция будет производиться в соответствии с регулярностью поступающих заказов, а затем готовые партии будут отправляться прямиком к оптовикам и дистрибуторам. Поэтому для узла источника периоды отгрузки конкретного товара чередуются с длительными периодами простоя.

На других уровнях системы, давайте назовем их «узлами», ничего не производится. Они могут покупать и перепродавать или же могут просто отражать изменения в режиме перевозки. Хотя они не характеризуются временем выполнения заказа на производстве, для них применяется параметр «время пополнения запасов». В общих чертах, этот параметр подразумевает время на приемку, упаковку, перевозку, и отгрузку товара и перемещение  партии товара от одного узла к другому.

Период времени от производства товара на начальном узле до его  потребления/приобретения  конечным пользователем у последнего узла может быть довольно значительным – несколько месяцев или кварталов.

Приведенная схема может подразумевать локальную систему дистрибуции, в которой  узлы производства, оптовой и розничной перепродажи расположены в одном регионе. Или же в систему могут входить государственные и региональные узлы, а также местные складские помещения, или даже международные и государственные складские помещения в дополнение к региональным и местным. Цепочка дистрибуции может быть частью целой единой отрасли производства – здесь на ум приходит молочная промышленность Новой Зеландии – или же это может быть отдельное предприятие, извлекающее прибыль из покупки и перепродажи. В этом случае продукция уже не принадлежит производителю после того, как она покинула завод, но до тех пор, пока конечный пользователь не совершит покупку, нельзя сказать, что система продала товар.

Особенность традиционной линейной схемы поставки в том, что иногда у нас на руках оказывается слишком много ненужного товара, который мы не можем сбыть. В то же время у нас в наличии имеется слишком мало других товаров, которые мы можем продать. К тому же, разветвленная сеть поставки – система дистрибуции – может привести к тому, что нужное количество товара будет доставлено  в нужное время, но не на тот склад. Соответственно иногда мы упускаем возможность продажи из-за наличия товара на неподходящем складе, а бывает, что мы теряем сделку из-за того, что у нас вообще нет товара в наличии. Для системы, которая не ограничена изнутри допустимым объемом производства, упущение возможности продажи является преступлением.

Необходимо заняться этой проблемой, и для этого нам понадобится  план действий.

План действий

Наш единственный план действий, который мы уже применяли на производстве, состоит из пяти направляющих шагов. Мы продолжим использовать  этот план здесь и в других местах для выработки простых и действенных решений наших материальных проблем и проблем управления.

  1. Определить ограничения системы.
  2. Решить, как лучше использовать эти ограничения.
  3. Подчинить все остальное принятому решению.
  4. Расширить ограничение системы
  5. Если за предыдущие 4 шага ограничение устранено, вернуться к шагу 1, но не позволить инерции привести к возникновению ограничения системы. Иными словам: не останавливайтесь.

Какое ограничение у данной системы? Ограниченное количество потребителей, которые приходят к нам в магазин с целью что-нибудь купить. В этом почти содержится ответ на второй вопрос – как лучше использовать ограничения? Мы должны стараться всегда удовлетворять потребности покупателей и не упускать шанс что-то продать, а также не продавать товары, не отвечающие потребностям наших покупателей. Нам необходимо будет решить, как сделать это наиболее эффективно. Нам также необходимо будет разработать план наиболее оптимальной субординации системы после того, как стратегия использования ограничений будет применена.

Эти действия могут привести к реальному росту спроса, а, следовательно, и расширению системы. Если спрос не увеличился до необходимых нам объемов, мы можем воспользоваться следующим инструментом – «предложением мафии». Описание «предложения мафии» дается на последней странице этой секции, посвященной цепочке поставки. Здесь мы ограничимся тремя первыми шагами: определением, использованием и подчинением.

Для того чтобы разработать тактику использования и подчинения, нам необходимо более детально определить свойства сети дистрибуции. Давайте этим займемся.

Пивная игра

Сендж описывает пивную игру, которая призвана проиллюстрировать и закрепить некоторые моменты, касающиеся дистрибуции. Эту игру несложно организовать, и она очень полезна для освоения данного вопроса. По сути, есть всего три узла – розничный продавец, оптовик и завод (иногда еще добавляют дистрибутора между оптовиком и производителем). У розничного продавца имеется склад определенных марок пива, и каждую неделю покупатели регулярно совершают у него покупки. Однако, в одну из недель, в систему привносится небольшой скачок продаж, и розничный продавец увеличивает свой заказ оптовику. Тот, в свою очередь, увеличивает свой заказ производителю. Система характеризуется длительным периодом обратной связи между розничным продавцом и оптовиком, и между оптовиком и производителем, особенно это касается общего времени пополнение запасов. Достаточно одного значительного колебания, чтобы на каждой последующей стадии нестабильность системы увеличивалась гораздо быстрее, и отклонение росло темпами, значительно превышающими изначальный единичный скачок продаж.

Почему так происходит?

Простой ответ заключается в том, что такова человеческая природа. Люди с хорошим пониманием динамичных процессов смогут сдержать себя, и система останется стабильной. Большинство же людей, не смогут устоять. Попробуйте эту игру с группой людей, и вы сами в этом убедитесь. Человек склонен концентрироваться на деталях, упуская из виду динамическую сложность. Проведите эту игру с несколькими группами и понаблюдайте, насколько одинакова у людей реакция. Название главы, которая описывает эту игру, звучит так: «Заложники системы или заложники собственного мышления?». Это познавательный опыт, призванный помочь людям осознать их собственные реакции на динамические ситуации. В пивной игре всего 3 игрока: розничный продавец, оптовик и производитель. Это кажется очень простой последовательностью событий, однако даже в такой простой системе игроки в погоне за идеальным результатом очень скоро раскачивают систему до неконтролируемого состояния. Если такова типичная реакция человека в подобной простой и ограниченной ситуации, представьте себе, что может произойти в системе дистрибуции в реальном мире, состоящей из множества игроков.

Пивная игра не шокировала бы настолько сильно, если бы длительные сроки выполнения заказа не были свойственны большинству систем дистрибуции. Но на сегодня это так. Длительные сроки возникают из-за долгого прохождения сигналов, что  в свою очередь вызвано использованием систем минимум-максимум для активации процесса пополнения запасов. Длительные сроки обусловлены также значительным временем выполнения заказа на производстве и по причине  кажущейся неравномерности спроса. Мы видели, как это было на предыдущей странице, посвященной пополнению. Длительное время обратной связи вызывает колебания на заводе производителя, хотя на уровне розничных продавцов колебаний нет. Это приводит к тому, что производитель начинает гнаться за всплесками, которых на самом деле не существует. Суммарная производственная мощность может удовлетворить  спрос, а пиковая мощность – не может.

Фактически пивная игра раскрывает недостатки формирования производственных партий.

Часть 2
Часть 3
Часть 4

Автор: Dr K. J. Youngman
Источник

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!


Лучшие статьи каждую среду в нашей рассылке. Присоединяйтесь к TOCpeople!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Политики конфиденциальности.