Можно ли дружить с подчиненными

Не пропустите! Новый тренинг «Применение методики SCRUM для организации командной работы»

Можно ли дружить с подчиненными

Гириш (все имена изменены) – мой клиент, который работает в бизнесе с оборотом 500 миллионов долларов. Он на отличном счету и рассматривается как один из наиболее вероятных преемников на пост генерального директора.

Но у него есть проблема — друзья.

Некоторые из его непосредственных подчиненных его близкие друзья, и он не спрашивает с них за работу так же, как с других непосредственных подчиненных. Часто друзья не делают то, что он им поручает. И они не обеспечивают результаты, которых он ожидает. Это наносит ущерб его бизнесу и его репутации.

Когда я говорю с его командой об этой ситуации, остальные четко понимают это и возмущаются поведением друзей Гириша. Они не понимают, почему Гириш позволяет своим друзьям использовать его. Такое несправедливое отношение Гириша демотивирует всех.

Но когда я говорю Гиришу об этом, он не видит никакой проблемы. Он защищает своих друзей, и он слеп к ущербу, который они наносят ему и компании.

Известно множество исследований, которые поддерживают идею, что друзья на работе позволяют вам чувствовать себя счастливее и активнее вовлекают в работу. Но эти исследования не рассматривают, что друзья на работе могут быть коварными приспособленцами, особенно когда вы босс.

Настолько коварными, что на самом деле многие высшие руководители их избегают.

Возьмем Билла, который также является моим клиентом и генеральным директором весьма успешной, быстрорастущей компании с оборотом в миллиард долларов. Как и Гириш, он получает отличные отзывы от руководства и своих непосредственных подчиненных. Но когда люди его критикуют, как правило, речь идет об одном и том же: «Он не идет на более близкий контакт».

Его ответ? «Я не хочу заводить друзей на работе».

Нет, Билл не антисоциальный. Он на самом деле сердечный, общительный и честный. Просто он уже узнал на собственном опыте, что иметь друзей под своим руководством может быть сложно.

«Раньше у меня близкие друзья на работе», – сказал он мне, «люди, которые приходили ко мне домой на ужин с моей семьей. Но потом мне пришлось принимать нелегкие решения во благо бизнеса, в том числе об увольнении одного из них, и это стало слишком болезненным — для меня и для моей семьи. И я начал колебаться в принятии решений. Так что, нет! Я не хочу друзей на работе».

Другими словами, Билл избегает дружбы на работе не потому, что он плохой парень. Он избегает ее, потому что он хороший парень. И это болезненно и трудно для него самого.

У Гириша есть друзья, которые подрывают его лидерство. Билл решил не иметь друзей, чтобы защитить свое лидерство. Существует ли способ поддерживать дружбу, когда ты босс?

Предлагаю четыре правила, которые могут помочь топ-менеджерам поддерживать свое лидерство и дружеские отношения одновременно:

1. Четко и неуклонно следуйте своим бизнес-целям. Вы должны достаточно заботиться о том, чего вы хотите достичь. Вы должны быть готовы принимать трудные решения в соответствии с вашей целью. Вы должны быть открыты, прозрачны, предупредительны и увлечены этой приверженностью, зная, что некоторые люди и, вероятно, друзья, могут не согласиться с вами.

2. Не бойтесь сильных эмоций. Это ваши собственные эмоции и эмоции других людей. Если вы будете всегда действовать согласно вашей приверженности к интересам бизнеса, вы будете  время от времени разочаровывать людей вокруг. Они могут возмущаться, уйти или стать пассивно-агрессивными. Однако, как черство это ни звучит, это не ваша проблема, и не вам ее исправлять. Да, вы должны быть сострадательными — вы можете слушать, сопереживать и поддерживать их. Но вы не можете настолько сильно зависеть от их чувств, чтобы не руководить своей организацией так, как вам нужно.

3. Развивайте свои навыки дружбы. Если вы собираетесь двигать свой бизнес со страстью, испытывая водоворот эмоций, необходимо овладеть навыками, которые позволят вам поддерживать дружеские отношения в условиях разногласий и играть двойную роль друга и бизнес-лидера. Эти навыки включают в себя целостность, эмпатию, откровенные разговоры и четкие границы.

4. Будьте готовы потерять дружбу. Признание факта, что вы не можете полностью контролировать дружбу, имеет решающее значение для ее сохранения. Даже если у вас есть ясное понимание вашей роли в качестве лидера, эмоциональное мастерство и хорошие навыки дружбы, другой человек не может всегда соглашаться с вашими решениями. Если это так, вы должны быть в состоянии преодолеть чувство утраты и двигаться дальше. То, что может помочь: имейте много друзей. Это не значит, что друзей можно заменить, но достаточное число друзей поможет вам пережить шок от потери одного, кто не смог согласиться с вашими решениями.

Этим правилам трудно следовать. Важнейший навык, лежащий в основе всех их, –  эмоциональная смелость или готовность действовать в условиях глубоких эмоций и давления. Я считаю, что это секретный ингредиент для всех больших руководителей. И для этого требуется  реальная практика.

Но это цена работы руководителя.

Соблюдения этих правил не только поможет вам управляться со сложностями дружбы на работе. Это поможет вам стать более способным лидером в целом.

Прозрение для Гириша началось с Правила № 1, когда он подтвердил, что полностью сфокусирован на достижении своих бизнес-результатов. Мы нашли недостатки, и он был в состоянии признать, что его друзья были более сосредоточены на себе, чем на бизнесе, и они не делали ту работу, которую он им поручал. Он знал, что они могли ее сделать, но понял, что они просто уклонялись.

Правило № 2 бросает эмоциональный вызов, и он провел жесткий разговор с друзьями. Он сказал им, что понял, как они им пользовались, и четко сформулировал свои ожидания от их работы. На протяжении всего процесса мы с ним работали над Правилом № 3, развивая его навыки дружбы, и он проделал хорошую работу на всех переговорах.

Настоящая проверка пришла с Правилом № 4. В конечном счете, он был вынужден уволить одного из своих друзей-руководителей. Но их дружба, кажется, не пострадала, и другие его друзья наращивают усилия. Улучшение морального климата в команде ощутимо.

А что Билл? У него была другая задача. Он никогда не имел проблем с Правилом № 1. Его камнем преткновения было Правило № 2 — он избегал неприятных эмоций, предпочитая не иметь друзей вообще. Но теперь рискует, становится ближе к людям и получает больше удовольствия от общения со своими коллегами. У него уже есть хорошие навыки дружбы, Правило № 3, но теперь он больше ими пользуется и становится еще лучше в этом отношении.

Правило № 4 до смерти пугает его. Ему не нравится сама мысль потерять друзей, и он не желает ослабить свое лидерство, чтобы удержать их. Но недавно после хорошего ужина с одним из своих подчиненных, он пришел ко мне и сказал:

Наличие друзей перевешивает риск потерять их.

Источник peterbregman.com

Автор: Питер Брегман (Peter Bregman)


Подпишитесь на наши уникальные статьи по управлению бизнесом!

Журнал "Управляй будущим"
Я принимаю условия пользовательского соглашения на обработку моих данных