Разрешение управленческих конфликтов

Никогда не выплескивайте гнев

Фрейд сказал, что выплескивание лечит ваш гнев, но наука говорит, что это только делает вас еще более злым.

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!

Со времен Зигмунда Фрейда психологи считали, что лучший способ справиться с эмоциональной травмой – это катарсис. Когда вы действительно злы и держите его в себе, вам нужно выпустить свой гнев, чтобы он не взорвался, как перегретый паровой котел.

Как бы ни была распространена эта концепция в западной культуре, наука утверждает прямо противоположное. Выражение ваших обид не смягчает гнев и не позволяет вам исцелиться. Это просто делает вас и тех, кто вас окружает, еще более несчастными.

Как лаконично выразился один исследователь, «выражение гнева похоже на использование бензина для тушения пожара». Аналогия уместна, потому что огонь имеет тенденцию распространяться от своего источника на все, что его окружает.

Однажды я работал на босса, который взрывался при виде одного из своих прямых подчиненных не только потому, что тот был хулиганом, но и потому, что чувствовал себя заметно более расслабленным после того, как вышел из себя. Но это состояние никогда не длилось долго. Со временем он становился все злее, хотя его сотрудники работали сверхурочно, пытаясь хоть как-то угодить ему.

Что еще хуже, большинство его непосредственных подчиненных начали подражать его поведению и срываться на своих непосредственных подчиненных. Это было жалкое место для работы, настолько жалкое, что количество увольнений в группе в шутку поддерживалось как положительный показатель производительности.

То, что верно на рабочем месте, вдвойне верно в онлайн-среде. Рецензируемое исследование поведения в онлайн-комментариях еще в 2012 году обнаружило, что гневные высказывания в социальных сетях и чтение этих высказываний лишь еще больше злили людей.

С тех пор все стало только хуже. Онлайн-трансляции в сочетании с вечно недовольным кабельным телевидением (на ум приходят Fox News и MSNBC) создали целую поколение людей, которые постоянно чувствуют себя оскорбленными.

Почему мы так поступаем?

Одно из объяснений заключается в том, что гнев – это как чесание при зуде: на некоторое время зуд проходит, но затем он возвращается с удвоенной силой. Другое дело, что выражение гнева, вызванного обидой, вызывает привыкание. Чем больше вы это делаете, тем больше вам этого хочется.

Поскольку ваш мозг обладает нейропластичностью, чем больше вы выражаете эмоцию, тем сильнее вы будете чувствовать эту эмоцию. Когда вы выпускаете пар, вы не ослабляете давление, а скорее прокладываете канал, подобный руслу реки, который заставляет вас сильнее чувствовать эти эмоции.

С другой стороны, эмоционально интеллигентные люди всегда избегали идеи катарсиса. Они фокусируются на самоосознании того, что они злы, и могут (спокойно) выразить, что они злы, но они не начинают изливать свой гнев.

Вместо этого эмоционально интеллигентные люди делают одну из двух вещей:

  1. делают что-то с тем, что их злит, чтобы улучшить ситуацию, или
  2. преодолевают гнев, принимая ситуацию и извлекая из нее максимум пользы.

Автор: Джеффри Джеймс
Источник