Однажды я работала в совете директоров небольшой некоммерческой компании. Мы встречались с финалистами-претендентами на должность исполнительного директора, и один из нас спросил последнего кандидата: «Ларри, что вы считаете своим главным недостатком?».
Ларри немного помешкал, покраснел, а затем ответил: «Ну, некоторые люди, с которыми я работал, могли бы сказать, что у меня есть склонность говорить и при этом ничего не сказать, но я не могу с этим согласиться. Я знаю, я люблю поговорить, но я думаю, что в том, что я говорю, есть смысл. То есть, в то время как я разговариваю и говорю, я на самом деле что-то говорю…». Он сам все прекрасно понимал, ему было неловко, но он все продолжал что-то бубнить… Мы сидели в ужасе. Своим ответом на этот «страшный» (но часто используемый) вопрос интервью, он доказал свой главный недостаток.
Я знаю, о чем вы сейчас подумали: «Чем же так страшен этот вопрос, если он показал, что кандидат не подходит для работы?». Ну, эта ситуация не пролила новый свет на Ларри. Мы уже знали об этом его особенном стиле общения из предыдущих интервью. Но этот вопрос всегда заставляет людей чувствовать себя неловко. Он берет начало от старомодного подхода 1950-60-х годов прошлого века — аверсивного [вызывающего отрицательную реакцию] интервью, целью которого было поставить кандидата в неудобное положение, чтобы оценить, как он переносит давление.
Этот вопрос и сегодня вызывает подавленность. Когда вы целенаправленно заставляете кандидатов стесняться, они не забудут этого и, скорее всего, не будут рекомендовать вашу организацию знакомым.
Со своей стороны, я не верю в абстрактную идею индивидуальных «слабых мест», только в слабые места в контексте конкретной корпоративной культуры. Например, тот, кто может показаться слабым или нерешительным в культуре, ориентированной на четкое исполнение распоряжений, может идеально соответствовать культуре сотрудничества. То, что выглядит как слабость в одной культуре, может быть силой в другой. Для интервьюера гораздо более полезно знать, какие сильные стороны необходимы для данной работы, и определить, имеются ли они у кандидата.
Некоторые интервьюеры по-прежнему убеждены в эффективности «страшного» вопроса, поэтому они продолжают задавать его. В результате, кандидаты научились заготавливать стандартные ответы, например: «Мой самый главный недостаток в том, что я трудоголик». В целом, заставлять кандидата использовать готовые расхожие ответы — плохой способ начинать взаимоотношения. Или интервьюер действительно ожидает получить от кандидата ответ на этот вопрос вроде: «Я очень ленивый да еще и со странностями»?
Один мой клиент предложил, на мой взгляд, очень разумный ответ: «Наверное, не мне судить о моих недостатках. Я уверен, что мои предыдущие боссы смогут вам помочь». Тем не менее, менеджер по найму остался не очень доволен.
Как ни крути, вы должны быть готовыми к этому вопросу, потому что рано или поздно вам его все равно кто-нибудь задаст. Вместо того, чтобы запинаться и придумывать ответ на месте, выполните следующие рекомендации:
- Подготовьте ответ — правдивый, тривиальный, краткий и не являющийся реальным недостатком. Вот некоторые примеры [намеренно оставлены американские оригиналы, чтобы вы придумали для себя самостоятельно]:
- Мой главный недостаток в том, что все мои связи остались в Сан-Франциско, а я ищу работу здесь, чтобы быть вместе с моей невестой.
- Мой главный недостаток в том, что я закончил университет, который имеет хорошую репутацию на Востоке, но совсем неизвестен на Западе.
- Мой главный недостаток в том, что мне неудобно говорить о себе.
- Испытайте свой ответ на паре критически настроенных друзей или коллег, чтобы убедиться, что он звучит разумно.
- После того, как вы ответили на этот вопрос интервьюера, сразу же сами задайте ему какой-нибудь вопрос, чтобы отвлечь его внимание от вашего ответа.
И если вы подготовили ответ, но никто не задал вам этот вопрос, не расстраивайтесь. Благодарите свою счастливую звезду, и надейтесь, что «страшный» вопрос, наконец, вышел из моды.
Автор Присцилла Клейман (Priscilla Claman)
Источник blogs.hbr.org
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!