Обязательство инакомыслия

Обязательство инакомыслия

Недавно я прочитал статью об «обязательстве инакомыслия». Это интересная фраза с некоторыми важными понятиями. Некоторые из этих концепций тесно связаны с принципами Agile. Некоторые организации поощряют культуру, где инакомыслие приветствуется, другие нет. Это важный ключ к общему состоянию здоровья этой организации и ее культуры.

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!

Что такое «обязательство инакомыслия»?

В моем понимании фраза «обязательство инакомыслия» означает, что людей поощряют высказываться. На самом деле, они не просто могут, они обязаны. Вместо культуры «соглашательства», где все придерживаются одной линии, это культура, где критика, сомнение и оспаривание идей являются нормой. Вот примеры, где инакомыслие важно:

  • когда старший менеджер настаивает на проекте, продукте или функции, но люди могут знать связанные с этим проблемы;
  • когда активный проект представляется руководству заинтересованным сторонам как идущий хорошо, хотя на самом деле это не так.

Наверное, все сталкивались с подобными примерами. Я считаю, что для организации полезно побуждать людей высказываться, критиковать и быть прозрачными в отношении плохих новостей. Критика должна, конечно, быть вдумчивой и конструктивной, а не грубой или личной. Например, «я не думаю, что это хорошая идея», а не «ты идиот, а твои идеи – чушь».

Критика порождает силу

Отличие от конкурентов выгодно для организации. Я думаю, что мы все можем согласиться с этим. Но критика (или среда, в которой можно критиковать) тоже важна. Я помню исследование (извините, у меня нет ссылки), в котором большая группа людей была разделена на команды, и каждой команде был поставлен ряд сложных задач, которые требовали командной работы и критического мышления. В половине команд были секретные «агенты» из исследователей. Их работа состояла в том, чтобы ставить под сомнение и критиковать идеи других людей. Между раундами команды могли голосовать «против» людей, которые, по их мнению, плохо работали.

Результаты? Если вы еще не догадались: команды, в которых был «критический» человек, превзошли команды, где такого не было. И, к сожалению, некоторые команды проголосовали «против» этого человека (который на самом деле улучшал их работу). Не всем нравятся критики.

Прозрачность – ценность Agile

Если вам нравится Agile, вы должны ценить критику и несогласие. Помните, прозрачность, честность и доверие очень важны для Agile разработки программного обеспечения. Это основные ценности Scrum. Если люди думают, что их проект в беде, им следует высказаться. Если они думают, что владелец продукта движется в неправильном направлении или неправильно выражает мнение клиентов, им следует высказаться. Тем не менее, жизненно важно, чтобы люди чувствовали себя в такой среде безопасно. Где люди уважают их и слушают их. И где на них не будут кричать или увольнять за высказывания.

Прозрачность требует безопасности

Для ощущения безопасности нам нужна только прозрачность и среда, в которой мы обязаны высказывать иное мнение. Люди должны чувствовать себя в безопасности на работе. Безопасность чрезвычайно важна. Это очень важно, и это один из четырех руководящих принципов Modern Agile: «сделать безопасность обязательным условием». Пару лет назад я читал книгу «Лидеры едят последними» Саймона Синека. Про нее уже много сказано, но это хорошая книга. В ней очень много о безопасности. Синек говорит, что хорошие лидеры создают «круг безопасности» для своих людей. Вот что такое лидерство: люди чувствуют себя в безопасности, они защищены своими лидерами.

Круг безопасности

Сначала это немного сбивает с толку. Почему люди не чувствуют себя в безопасности? Может быть, они работают в банке и опасаются вооруженных грабителей? Но в конце концов я понял, что безопасность актуальна для любого рабочего места. Речь идет в основном не о физической, а об эмоциональной безопасности. Это о людях, которым не нужно беспокоиться о таких вещах:

  • Моя работа не будет переведена на аутсорсинг в оффшорный колл-центр?
  • Не перешлет ли мое письмо по всей компании человек, кому я не нравлюсь?
  • Этот менеджер шпионит за мной?
  • Что будет, если я выскажусь против этого ужасного проекта?
  • Будут ли у меня проблемы, если я скажу заинтересованным сторонам, что мы не успеем к дате релиза?

Вот о чем некоторые люди беспокоятся каждый день, и это ужасно. Прозрачность и честность требуют безопасности. Ответственность за безопасность превыше всего лежит на лидерах. Если вы хотите узнать больше, прочитайте книгу Синека. Он подкрепляет эти идеи некоторыми интересными научными исследованиями, касающимися химических веществ, которые управляют нашим поведением и эмоциональными реакциями.

Это обязательство, а не право

Следует учитывать, что инакомыслие является обязательством, а не правом. Это означает, что люди не просто могут высказаться, когда захотят, они должны. И они не выполняют свою работу, если молчат. Кому-то это может показаться излишним. Они считают, что люди могут сами выбирать – говорить или нет. Я не согласен. Я думаю, что если люди не говорят, когда они должны, то это форма нечестности. Такого рода недомолвки, это ложь. Если вы спросили команду, есть ли у них какие-либо проблемы, и все молчат, даже если они знают, что дела идут плохо, они не будут честными.

Опять же, это вопрос безопасности. Если люди чувствуют себя в безопасности, они будут говорить. Будет инакомыслие и честный обмен мнениями. Если люди чувствуют для себя угрозу, они будут молчать. И все будут страдать.

Автор: Leon Tranter
Источник