Переосмысление логистической цепи

Переосмысление логистической цепи в эпоху Протекционизма

Большинство американских и европейских компаний в последние 20 лет переносили все больше и больше производств в Восточную Азию, чтобы сократить затраты за счет дешевой рабочей силы и большого покупательского потенциала этого быстро растущего рынка. Пришло время пересмотреть стратегии цепи поставок. Адаптация к новым экономическим реалиям, а также политической и экономической неопределенности, потребует создания намного более устойчивых цепей поставок.

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!

Есть три причины, по которым необходимо переосмысление:

1. Сокращение ценового преимущества Восточной Азии

Доля мирового производства в Азии (по показателю добавленной стоимости) выросла с 29% в 2000 году до 45% в 2015 году. Мы предупреждали в течение многих лет, что этот перенос зашел слишком далеко, и призывали мировые компании пересмотреть свои производственные стратегии.

Наш аргумент заключается в том, что ряд тенденций выровняли игровое поле по всему земному шару. Это постоянное (на 15-20% в год) увеличение затрат на оплату труда без компенсирующего роста производительности труда на производственных предприятиях в Китае; дешевые источники энергии в Северной Америке, разблокированные с помощью гидравлического разрыва пласта; а также возрастающая сложность и затраты на управление глобальными цепями поставок. В 2004 году затраты на производство на восточном побережье Китая были, в среднем, на 15 процентных пунктов дешевле чем в Соединенных Штатах. В 2016 году этот разрыв сократился примерно до 1 процентного пункта. Эта тенденция вызвала значительный интерес к возвращению производств и их поставщиков в Северную Америку. Одним из примеров является обязательство Walmart дополнительно закупить на $ 250 млрд. продуктов, произведенных, собранных или выращенных в Соединенных Штатах.

2. Достижения в области производственных технологий

Производство находится на пороге революции робототехники. По нашим оценкам, робототехника может эффективно заменить или дополнить 50% задач, выполняемых на заводе сегодня. По мере того как робототехника и другие передовые производственные технологии будут развертываться в течение следующих 10 лет, глобальные различия в производственных затратах будут сокращаться и дальше, ускоряя «релокализацию» цепей поставок. Это означает, что многие компании будут продавать на региональных рынках товары, в основном произведенные в этом регионе.

3. Сдвиг в сторону протекционизма

Во-первых, об этом свидетельствуют результаты референдума в Соединенном Королевстве за выход из Евросоюза. Во-вторых, победа Дональда Трампа на президентских выборах в США. Кто знает, что еще нас ждет впереди. Все это увеличивает до беспрецедентного уровня неопределенность в отношении торговой политики и ее влияния. Возьмите идею пограничного налога США, за которую выступает президент Трамп. Она может оказать существенное влияние на деятельность компаний, работающих в Соединенных Штатах. Некоторые розничные торговцы, являющиеся крупными импортерами, могут получить падение чистой прибыли почти на 80%, в то время как экспортеры промышленных товаров могут ожидать взлет своей чистой прибыли на 50% и более. Тем не менее, пока ситуация остается очень неопределенной, что оказывает влияние на обменные курсы валют и большое число других политик, которые могут повлиять на экономику, внешнюю и внутреннюю торговлю.

С учетом всех изменений и неопределенности, компании в широком спектре отраслей промышленности – от автомобилей и химии до электроники и бытовой техники – должны совершить быстрый сдвиг, чтобы переосмыслить цепи поставок и сделать их более устойчивыми. Тем не менее, они сталкиваются с некоторыми серьезными проблемами. Для компаний, которые хотят производить в Соединенных Штатах, одной из наиболее значимых проблем является сокращение базы поставщиков в США: Соединенные Штаты потеряли почти 19 тысяч фирм-производителей в период с 2001 по 2015 год, в соответствии с нашим анализом данных Бюро трудовой статистики США и Бюро переписи населения США. Во многих секторах закрыли свои двери от 30% до 50% фирм, что значительно усложняет производство в Соединенных Штатах. Из основных производственных отраслей промышленности показали заметный рост числа компаний только химия, производство продуктов питания и табачных изделий.

Вот одна из компаний, которая творчески решает проблему. CY TOP – среднего размера компания, производящая мусорные баки из нержавеющей стали для дома. В то время как основная часть их производства до сих пор находится в Азии, компания приступила к строительству завода в Соединенных Штатах, поддержав инициативу Walmart покупать больше продукции американского производства. CY TOP смогла сделать это, сохранив низкие производственные затраты за счет агрессивного реинжиниринга и автоматизации производственных линий в США. На американском конвейере занято всего от 7 до 10 человек, по сравнению с 80 работниками в Азии. Кроме того, они экономят деньги на транспортные расходы, которые для товаров американского производства существенно ниже. Их среднесрочная цель: если первый завод в США окажется успешным, добавить еще 3 американских производственных площадки. В долгосрочной перспективе компания может полностью удовлетворить спрос за счет американских заводов.

CY TOP пока не удалось найти поставщиков некоторых ключевых компонентов в США (например, специальное покрытие, которое предотвращает появление отпечатков пальцев на нержавеющей стали, которое они продолжают закупать в Азии). Сегодня это означает дополнительные затраты на доставку и логистику. Со временем, однако, они планируют все же заинтересовать потенциального поставщика в Соединенных Штатах, либо убедить существующих азиатских поставщиков создать производство в Соединенных Штатах, или войти в совместный бизнес по производству покрытия с потенциально заинтересованными американскими компаниями. Другие компании используют различные творческие подходы, чтобы убедить потенциальных поставщиков производить продукты, которые в настоящее время не производятся в Соединенных Штатах: помогая им финансировать новые заводы, разделяя экономию на грузоперевозках, и даже кооперируясь с конкурентами в надежде, что их совокупный объем привлечет интерес поставщиков.

Учитывая этот зарождающийся новый мир, производители должны предпринять следующие шаги:

  • Оценить запросы своих существующих и будущих клиентов и отобразить их на существующие возможности производства и цепей поставок.
  • Проанализировать общие затраты на поставку для каждого альтернативного местоположения.
  • Изучить передовые производственные технологии и возможности, особенно гибкие технологии робототехники и автоматизации и понять, как это изменит баланс.
  • Попытаться восстановить свои атрофировавшиеся цепи поставок, возможно, вместе с аналогичными производителями и крупными клиентами.
  • Настроить свои цепи поставок так, чтобы быть устойчивыми к дальнейшим изменениям и нестабильности в торговой политике и обменных курсах валют.

Эти действия могут идти вразрез с вашей корпоративной политикой о том, как построить и оптимизировать цепи поставок. Но в сегодняшние неопределенные времена даже самые фундаментальные исходные посылки должны быть поставлены под сомнение.

Источник
Авторы: Джастин Роуз, Мартин Ривз