Как критиковать правильно

Как критиковать правильно

Критика является неотъемлемой частью жизни. Вы терпите критику с самого раннего детства, от замечаний по правописанию в школе до обратной связи о вашей профессиональной деятельности. Неизбежно, многие из этих замечаний будут конструктивны, помогут вам понять, что вы делаете не так, и укажут вам более быстрый путь к совершенствованию. Но некоторые из них будут вас глубоко ранить, будучи скорее оскорблениями, а не критикой.

Когда наступит ваш черед критиковать, убедитесь, что ваши комментарии не будут оскорбительны. Если вы будете вежливы и конструктивны, вы поможете подчиненным чувствовать себя лучше, и произвести лучшее впечатление на тех, кто находится выше. Итак, как критиковать честно и объективно и не приобрести при этом врагов?

1. Говорите прямо

Вы никому не поможете, делая туманные намеки. Пытаясь «спрятать» свою критику за тонким намеком, или еще хуже, за пассивно-агрессивным комментарием, вы лишь запутаете или оскорбите предмет своей критики. Вместо этого не бойтесь сказать, что вы на самом деле думаете. Например, если сотрудник явился слишком скромно одетым для мероприятия, на котором вы оба должны присутствовать, не пытайтесь выглядеть умным и политкорректным, заметив что-то вроде: «Когда люди приходят к нам, они предполагают увидеть настоящих профессионалов». Просто скажите: «Я думаю, что вы слишком скромно одеты для такого случая».

2. Будьте конкретны

Общая критика почти всегда звучит как «наезд». Заявления типа: «Вы все сделали неправильно!» неконкретны и, следовательно, могут быть применены к любому аспекту задачи. Например, если человек работал над сложной таблицей, и вы говорите: «Вы все сделали не так», человек почувствует себя ужасно. Вы не только полностью разрушили всю его работу, вы не дали каких-либо указаний на основную причину проблемы. Вместо этого постарайтесь быть как можно более конкретным. Назовите конкретные элементы, которые вызывают проблему.

3. Сосредоточьтесь на работе, а не на человеке

Кажется, это очевидно, но вы будете удивлены, как много людей пренебрегает этим правилом. Критикуя непосредственно человека, вы обязательно заставите его почувствовать себя плохо, и никак не продвинете его к позитивным изменениям. Например, ваш менеджер по работе с клиентами должен улучшить свои отношений с клиентами, потому что он не слишком доброжелателен в разговорах с людьми. Сказать ему, что он не слишком дружелюбный человек, даже если вы делаете это вежливо, будет оскорблением и не даст ему шанс для улучшения. Но указав, что его выбор слов и языка тела может выставить его недружелюбным в глазах клиентов, вы переводите критику с его личности на его действия. В результате, ситуация становится более позитивной и перспективной.

4. Не говорите людям, что они неправы

Иногда существуют единственный правильный и множество неправильных способов сделать какую-то работу, но чаще все не так однозначно. Например, если один из ваших работников приближается к решению проблемы таким образом, что нарушает политику и процедуры компании, вам стоит разобраться, может быть, в этом есть смысл. Даже если человек совершенно неправ, сказав ему об этом, вы лишь обострите его конфронтацию, что сделает вашу критику неэффективной. Вместо того чтобы объявить человека неправым, подскажите, что он мог бы сделать лучше на конкретном участке задачи.

5. Найдите что похвалить

Иногда можно услышать советы, использовать для критики «бутерброд»: сначала скажите что-то хорошее, затем критикуйте и, наконец, завершите чем-то приятным. Это не обязательно, но похвалы помогут смягчить удар критики и сделать очевидным, что вы хотите помочь. Например, если ваш новый стажер постоянно забывает включить адреса доставки в свои заказы, вы можете отметить, насколько он хорошо запоминает все другие сведения. Вы можете даже сообщить, насколько он хорош в какой-то другой задаче или проекте.

6. Вносите предложения, а не приказы

Если вы находитесь на руководящей позиции, может быть заманчивым начать вашу критику с фразы: «Вы должны начать делать это по-другому, таким-то способом». Так вы демонстрируете свою власть и практически заставляете человека измениться. В экстремальных ситуациях это очень хорошо работает, но если ваши отношения достаточно хорошие, лучше начать с мягкого подхода. Сделайте предложение вместо указаний: «Вы могли бы добиться лучших результатов, если бы вы сделали это другим способом». Или: «Я думаю, что вы найдете способ получше».

7. Ведите диалог

Наконец, не делайте вашу критику односторонним ударом. Сделайте ее приглашением к разговору. Послушайте, что человек вам ответит, возможно, он сам назовет вам причину, почему он не отвечает вашим ожиданиям. Обсудите с ним проблему, если это оправдано, и дайте ему понять, что его мнение и чувства важны для вас. Это облегчит принятие любой критики.

Вы будете давать и получать обратную связь в течение всей вашей карьеры. Если вы не можете представить себя в любой из этих ролей, вы, вероятно, зашли в тупик. Понимание того, как критиковать конструктивно, поможет вам создать лучший имидж, заработать отличную репутацию и помочь большему количеству людей найти свой путь к успеху.

Автор Джейсон Демерс (Jayson DeMers)
Источник inc.com

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!


Лучшие статьи каждую среду в нашей рассылке. Присоединяйтесь к TOCpeople!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Политики конфиденциальности.