Поиск корневого конфликта в современных образовательной и инновационной системах

Рекомендуем! Корпоративная стратегическая сессия

Поиск корневого конфликта в современных образовательной и инновационной системах

В рамках данной статьи мы попытаемся обнаружить так называемый Корневой конфликт, присущий сферам образования и инноваций.

Данный конфликт был проанализирован нами с использованием надежного инструментария, сочетающего в себе элементы интуиции и логического анализа, с целью получения решения, являющегося продуктом нелинейного синтеза. Этот инструмент Мыслительных процессов Теории ограничений известен как Туча корневого конфликта.

Ни для кого не секрет, что сегодня сфера образования столкнулась с определенными трудностями, касающимися инноваций. В большей степени это касается преподавателей – студенты не так сильно попадают под влияние этих трудностей. Это, возможно, связано с тем, что необыкновенные достижения технологического характера изменили нашу ежедневную жизнь, однако так и не проникли в школы, в преподавательскую практику и в учебные планы.

Системная парадигма

Мы переживаем существенный сдвиг парадигмы в нашем понимании природы окружающего нас мира – сдвиг от механистических взглядов на мир к взглядам экологическим или системным. Грамотное, эффективное поведение и понимание реальности в рамках этой новой парадигмы требует наличия возможности думать и действовать системно. Кризис, с которым мы столкнулись сегодня,  неспособность принятия тщательно и всесторонне продуманных решений наглядно демонстрируют нам то, насколько неразвито наша способность мыслить и понимать реальность системно, видеть в ней нечто взаимосвязанной и полностью проникнутое взаимозависимостью. Наша действительность состоит из множества сетей, которые, в свою очередь, также состоят из сетей. А это, весьма очевидно, требует от нас нового мыслительного подхода, нового понимания и соответствующего поведения,  и нигде это не играет настолько важную роль, как в современных школах.

Зачем нужны школы?

Задача школ – формирование молодых людей в целях их становления продуктивными членами общества, а это требует применения инноваций. Нам кажется очевидным, что цель образовательной системы – гармоничное развитие индивидуального потенциала в рамках продуктивного и счастливого современного общества. В целях достижения этой цели, нам необходимо разработать такую образовательную систему, которая будет основываться на способности студентов гармонично и продуктивно включаться в жизнь общества.  С другой стороны, для достижения цели мы должны создать систему образования, основанную на воспитании в человеке индивидуального потенциала. Первая из этих задач требует от нас разработать учебные процессы, основывающиеся на стандартизированных знаниях и системах их проверки, в то время как вторая задача требует создания учебных процессов, основанных на гибкости и персонализации. И этот конфликт поставит нас в тупик, когда придет время осуществления столь необходимых нам реформ образовательной системы.

Выход из конфликта

Как же нам выбраться из этого тупика? Тогда как наши потребности всегда должны учитываться, конфликтующие стороны являют собой результаты формирования в нас определенных наборов умозрительных моделей – так называемых исходных посылок.  Как только в нас возникает желание признать определенную исходную посылку недействительной, мы создаем почву к возникновению прорывного решения. На приведенном ниже рисунке формально представлена туча конфликта. К оранжевом квадрате А содержится цель, в квадратах В и С содержатся потребности, а в квадратах D и D’ – конфликтующие позиции. В синих квадратах размещены исходные посылки.

Туча конфликтов для системы образования

Туча 1 
Как только мы привели словесное описание исходных посылок, которые ставят нас в тупик между D и D’, у нас появляется возможность поиска пути признания этих посылок недействительными  путем поиска решений. Эти решения, согласно Теории ограничений, являются «инъекциями» и приведены в квадратах розового цвета.

Туча конфликтов для системы образования

Туча 2
Каждая инъекция разрабатывается посредством составления плана. Каждый такой план составляется с использованием логических инструментов, называемых Дерево перехода и План преобразований. У каждой инъекции должны иметься собственные Деревья перехода и каждая Промежуточная цель в Дереве перехода должна обладать собственным Планом преобразований. Эти деревья представляют собой детальные инструкции осуществления необходимых действий.

Прим. пер.: настоящая статья является частью цикла преподавателя физики профессора Sergio Pagano (University of Salerno, Italia) о проблемах системы образования и их решении.

Перевод: Денис Стариков.


Подпишитесь на наши уникальные статьи по управлению бизнесом!

Журнал "Управляй будущим"
Я принимаю условия пользовательского соглашения на обработку моих данных