Обучение сотрудников — а стоит ли?

Не пропустите! Тренинг-игра «Применение методики SCRUM для организации командной работы»

Обучение сотрудников

Большинство компаний проводят обучение сотрудников. Форма и содержание могут быть самыми разными. В некоторых организациях ограничиваются тем, что кто-то из «старых» сотрудников назначен, чтобы показать новичку где кофейник или куда отнести заявление на отпуск.

Многие организации, особенно в правительственных и научных кругах, создали обучение сотрудников исключительно для обеспечения безопасности и конфиденциальности.

Однако, большинство компаний, особенно в высоко конкурентных отраслях, признают ценность в обучении сотрудников. И это обучение идет гораздо дальше. Оно требует нескольких недель или даже месяцев для того, чтобы не только улучшить профессиональные навыки сотрудника, но и ознакомить его с традициями компании, культурой и политикой, выпускаемой продукцией и даже с конкурентами.

Стоимость этого обучения известна, но стоит ли это того? Давайте обсудим.

Некоторые факты

Технологии на рабочих местах меняются очень быстро. Поэтому компании, которые не смогут идти в ногу, отстанут от конкурентов. В ходе опроса, проведенном в Онтарио (Канада) компания Skills Development Office обнаружила, что 63% респондентов планировали внедрение новых технологий на рабочем месте, которые потребуют обучения персонала. Треть респондентов включали «повышение эффективности работы сотрудников» и «поддержание лучших сотрудников», как желаемые результаты.

Американское общество по обучению и развитию (ASTD) сообщает, что в последние годы в США на обучение одного работника было потрачено около $1500 в год. Половина из этих средств была потрачена на техническое и профессиональное обучение. Для России подобных данных найти не удалось, поэтому будем пока придерживаться этой цифры. Однако, наверняка, российские бюджеты на обучение гораздо ниже американских.

Причины не обучать сотрудников

$1500 в год за обучение сотрудника — это приличная сумма. Для многих компаний, особенно с традиционно высокой текучестью, это слишком крупный счет. Если ваш доход на одного работника меньше чем $1500, будет трудно убедить руководство, что обучение является оправданным.

Кроме того, мы все знаем, что научить людей быть рабочими — это обязанность системы образования, от школьного до профессионального и высшего. И система образования должна нести ответственность, чтобы выпускники могли получить работу.

Почему обучение необходимо

Неудивительно, что все причины, чтобы не обучать сотрудников (кроме стоимости) на самом деле являются причинами обучать их. Если у вас высокая текучесть кадров, обучение сотрудников сделает их более продуктивными. Они будут лучше думать о себе и о работе. Они будут оставаться дольше.

Если же ваш доход на одного работника меньше, чем $1500 в год, — у вас есть серьезные проблемы. Вы должны начать обучение всех своих сотрудников, и немедленно. Просто покажите руководителю потенциальную рентабельность инвестиций (ROI), чтобы продемонстрировать, что подготовка сотрудников может являться источником прибыли, а не только затрат.

American International Assurance является сертифицированной по ISO 9002 страховой компанией. AIA проводит обязательное обучение для всех своих сотрудников, поскольку признает, что «обучение и развитие знаний и навыков сотрудников является основополагающим для  дальнейшего повышения эффективности и прибыльности нашего бизнеса».

И если вы все еще верите, что наши школы, профессиональные училища и ВУЗы обеспечивают такую подготовку, что выпускники прямо сейчас готовы приступить к работе — вы живете в мире грез. Да, некоторые соискатели прилагают усилия, чтобы развивать свои навыки, необходимые для новой работы, но большинство получает свой опыт уже на рабочем месте.

Корпоративные университеты

Такие американские компании, как Sprint, Xerox, General Electric и General Motors в числе первых учредили свои корпоративные университеты, признавая важность обучения работников. В России корпоративные университеты имеют крупнейшие корпорации: Норильский никель, Оборонпром, РЖД, Русал, Сбербанк, Северсталь и другие.

«В России, без всякого сомнения, будет набирать тенденция развития корпоративных университетов. За последнее десятилетие мы видим взрыв развития этой практики в ведущих российских компаниях», — сказал проректор СПбГУ Валерий Катькало, приведя в пример корпоративные институты Сбербанка, «Северстали», РЖД. По его словам, «абсолютно очевидно, что одной из причин активного развития корпоративного образования в РФ являются недостатки российских университетов в плане удовлетворения потребностей крупных корпораций».

В свою очередь ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что не следует противопоставлять классическое и корпоративное образование. «Мы не должны рассматривать будущее в рамках дихотомии классических университетов и корпоративных университетов», — сказал Кузьминов. По его словам, на рынке образования постоянно появляются новые формы предоставления образовательных услуг. В качестве примера он привел центры обучения корпораций — поставщиков технологий, к которым относится компания Microsoft. «Они ориентированы на рынок, а не на служащих. Такого рода тенденция является тоже очень интересной», — сказал ректор Высшей школы экономики.

В то же время Кузьминов видит проблему в отходе работодателей от сотрудничества с учебными заведениями в России. «За пять лет, с 2005 по 2010 год, доля российских работодателей, имеющих постоянные отношения вплоть до организации практик с вузами, лицеями, профучилищами, сократилась с 70% до 40%», — сообщил он. «Это даже не снижение, а обвал. Демонстративный уход работодателя от сотрудничества с учебными заведениями», — подчеркнул ректор ВШЭ.

Конечно, только самые крупные компании могут «потянуть» собственный корпоративный университет. Для остальных — развитие и поощрение культуры наставничества и бизнес школы.

Выводы

Обучать или не обучать? Теория ограничений учит: чтобы принять правильное решение, сначала необходимо понять, является ли недостаток опыта и знаний ваших сотрудников ограничением вашей компании. Другими словами, является ли именно это главной проблемой, которая не позволяет предприятию достигать поставленных целей. Возможно, на самом деле вашей корневой проблемой является устаревшее оборудование или стратегические просчеты менеджмента. В таком случае даже обучение сотрудников лучшими тренерами может не дать желаемого эффекта. Если же квалификация персонала является ограничивающим фактором, обучение необходимо.

Японская Toyota ставит своей главной целью не получение прибыли и не удовлетворение клиентов, а удовлетворения своих сотрудников. «Главное не в том, что мы выпускаем лучшие в мире автомобили, — говорят в Toyota. Главное, что мы готовим лучших в мире людей».  Почему? Потому что без удовлетворенных своей работой и вовлеченных в процесс людей невозможно создать действительно хороший и качественный продукт, за который проголосуют своим кошельком клиенты, обеспечивая тем самым процветание компании.


Подпишитесь на наши уникальные статьи по управлению бизнесом!

Журнал "Управляй будущим"
Я принимаю условия пользовательского соглашения на обработку моих данных