Скажи нет для максимальной продуктивности

Скажи «нет» для максимальной продуктивности

Лучший способ повысить продуктивность – сказать «нет». Не делать всегда быстрее, чем делать что-либо. Это утверждение напоминает мне старую поговорку программистов: «Помните, что нет кода быстрее, чем пустой код». Та же философия применима и в других сферах жизни. Например, самая быстрая встреча – та, которая не состоялась. Это не значит, что никогда не нужно встречаться, но правда в том, что мы говорим «да» многим вещам, которые на самом деле делать не хотим. Проводится много встреч, которые не нужно проводить. Написано много кода, который можно удалить.

Очень часто люди просят вас что-то сделать, и вы просто отвечаете: «Да, конечно». Три дня спустя вы ошеломлены тем, сколько дел в вашем списке.

Стоит спросить, нужны ли все эти дела. Многие из них не нужны, и простое «нет» будет более продуктивным, чем любая работа, которую может выполнить самый эффективный человек. Но если преимущества отказа настолько очевидны, то почему мы так часто говорим «да»?

Почему мы говорим «да»

Мы соглашаемся на многие просьбы не потому, что хотим их выполнить, а потому, что не хотим, чтобы нас считали грубыми, высокомерными или неотзывчивыми. Часто мы попадаем в ситуацию, когда нужно сказать «нет» тому, с кем вы снова будете общаться в будущем – коллегам, членам семьи и друзьям.

Сказать «нет» этим людям может быть особенно сложно, потому что они нам нравятся, и мы хотим их поддержать. (Не говоря уже о том, что нам тоже часто нужна их помощь.) Сотрудничество с другими людьми – важный элемент жизни. Мысль об обострении отношений перевешивает наши усилия и время. По этой причине может быть полезно пойти навстречу. Делайте все, что в ваших силах, и будьте искренними и прямыми, когда вам нужно сказать «нет».

Но даже после того, как мы учли эти социальные соображения, многие из нас, кажется, все еще плохо справляются с выбором между «да» и «нет». Мы зациклены на делах, которые не улучшают и не поддерживают окружающих нас, и уж точно не улучшают нашу жизнь.

Возможно, проблема заключается в том, как мы понимаем разницу между «да» и «нет».

Разница между «да» и «нет»

Слова «да» и «нет» используются в сравнении друг с другом так часто, что кажется, что они имеют равный вес в разговоре. На самом деле, они не просто противоположны по смыслу, но имеют совершенно разную степень приверженности.

Когда вы говорите «нет», вы говорите «нет» только одному варианту. Когда вы говорите «да», вы говорите «нет» всем другим вариантам.

Мне нравится, как об этом сказал экономист Тим Харфорд: «Каждый раз, когда мы говорим «да» на чей-то запрос, мы также говорим «нет» всему остальному, что мы могли бы сделать со временем». Как только вы что-то взяли на себя, вы уже решили, как будет потрачен этот будущий отрезок времени.

Другими словами, отказ экономит ваше время в будущем. Согласие тратит ваше время в будущем. Нет – это как прибыль в бухучете. Вы можете использовать эту прибыль (свое будущее) так, как хотите. Да – это как долги. В какой-то момент вы должны их вернуть, потратив свое время.

Нет – это решение. Да – это ответственность.

Роль «нет»

Ответ «нет» иногда воспринимают как роскошь, которую могут себе позволить только те, кто находится у власти. И это правда: отказываться от возможностей легче, если вы можете воспользоваться страховкой, обеспечиваемой властью, деньгами и авторитетом. Но верно также и то, что сказать «нет» – это не только привилегия, доступная для самых успешных из нас. Это также стратегия, которая может помочь вам добиться успеха.

Умение сказать «нет» – важный навык, который нужно развивать на любом этапе вашей карьеры, потому что он сохраняет самый важный актив в жизни – ваше время. Как выразился инвестор Педро Соррентино: «Если вы не будете беречь свое время, люди украдут его у вас».

Вы должны отказаться от всего, что не ведет вас к вашим целям. Вам нужно отказаться от отвлекающих факторов. Как сказал мне один читатель: «Использовать «нет», это на самом деле единственный способ повысить продуктивность (поскольку вы в конечном итоге говорите «нет» любому отвлечению, чтобы быть продуктивным)».

Никто не воплотил эту мысль лучше, чем Стив Джобс, который сказал: «Люди думают, что фокусировка означает сказать «да» тому, на чем вы должны сфокусироваться. Но это вовсе не так. Это означает сказать «нет» сотням других хороших идей. Выбирать нужно осторожно».

Здесь необходимо найти важный баланс. Сказать «нет» не означает, что вы никогда не сделаете ничего интересного, инновационного или спонтанного. Это просто означает, что вы говорите «да» сфокусировано. После того, как вы избавитесь от отвлекающих факторов, вы можете сказать «да» любой возможности, которая потенциально может направить вас в правильном направлении. Возможно, вам придется попробовать многое, чтобы понять, что работает и что вам нравится. Этот период исследования может быть особенно важным в начале проекта, работы или карьеры.

Улучшение вашего «нет»

Со временем, по мере того, как вы продолжаете совершенствоваться и добиваться успеха, ваша стратегия должна измениться.

Альтернативная стоимость вашего времени увеличивается по мере того, как вы становитесь более успешными. Сначала вы просто устраняете очевидные отвлекающие факторы и исследуете остальное. По мере того, как ваши навыки улучшаются, и вы научитесь отделять то, что работает, от того, что не работает, вам придется постоянно повышать свой порог, когда нужно сказать «да». Вам по-прежнему нужно отказываться от отвлекающих факторов, но вам также необходимо научиться отказываться от возможностей, которые раньше были хорошим вариантом использованием времени, но теперь вам нужно использовать его еще более эффективно. Это хороший навык, но овладеть им может быть непросто.

Другими словами, вы должны постоянно улучшать свое «нет».

Улучшение вашего «нет» не означает, что вы никогда не скажете «да». Это просто означает, что вы по умолчанию говорите «нет» и говорите «да» только тогда, когда это действительно имеет смысл. По словам инвестора Брента Бешора: «Сказать «нет» – это мощно, потому что это сохраняет возможность сказать «да».

Общая тенденция выглядит примерно так: если вы научитесь отказываться от вредных отвлекающих факторов, то в конечном итоге вы получите право отказываться и от хороших возможностей.

Как сказать «нет»

Большинство из нас, вероятно, слишком быстро говорят «да» и слишком долго решаются сказать «нет». Стоит спросить себя, где вы находитесь на этой шкале.

Если вам сложно сказать «нет», вы можете попробовать следующую стратегию, предложенную Тимом Харфордом, британским экономистом. Он пишет: «Вот одна уловка – спросите себя: «Если бы мне пришлось сделать это сегодня, я бы согласился?». Это неплохое практическое правило, поскольку любое будущее обязательство, независимо от того, насколько далеко оно может быть отложено, в конечном итоге станет неизбежной проблемой».

Если новая возможность достаточно захватывающая, чтобы отказаться от того, чем вы занимаетесь сейчас, то это «да». Если это не так, то вам стоит подумать дважды.

Это похоже на хорошо известный метод Дерека Сиверса «О да или Нет» (Hell Yeah or No). Если кто-то просит вас что-то сделать, и ваша первая реакция – «О да!», сделайте это. Если вас это не слишком волнует, скажите «нет».

Не забывайте задавать себе эти два вопроса каждый раз, когда вы принимаете решение. Сказать «нет» может быть сложно, но как заметил писатель Майк Дариано: «Легче избегать обязательств, чем отказываться от них. «Нет» приводит вас к более легкому варианту».

То, что верно в отношении здоровья, верно и в отношении продуктивности: копейка профилактики стоит рубля лечения.

Сила «нет»

На выполнение ненужных дел тратится больше усилий, чем на неэффективное выполнение нужных дел. И если это так, фокусировка – более полезный навык, чем оптимизация.

Как сказал Питер Друкер: «Нет ничего бесполезнее, чем эффективно делать то, чего не следует делать вообще».

Автор: James Clear
Источник

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!


Лучшие статьи каждую среду в нашей рассылке. Присоединяйтесь к TOCpeople!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Политики конфиденциальности.