Отвечаем на вопрос собеседования

Расскажите о себе. Отвечаем на вопрос собеседования

Очень трудный вопрос собеседования при приеме на работу может показаться простым: «Итак, расскажите о себе».

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!

Казалось бы, что тут сложного: не нужно придерживаться сценария, не просят привести примеры из реальной практики, не спрашивают про проблемы, даже не спрашивают самое страшное: «Назовите свой самый большой недостаток». Просто… расскажите что-нибудь.

Но этот вопрос только кажется простым. Здесь больше опасностей, чем возможностей, потому что у вас нет основы для ответа – только пустой холст без подсказок. У вас множество вариантов:

  • Нужно ли рассказать свою историю жизни?
  • Нужно ли рассказывать историю своей работы?
  • Нужно ли делиться своими хобби и любимыми фильмами?
  • Нужно ли говорить о своей последней работе или начальнике?

Ситуация похожа на общую встречу, на которой лидер предлагает «по кругу» каждому «сказать что-нибудь». Вы знаете, чем это закончится: прошла уже половина встречи, а первый все еще что-то бормочет.

Я часто вижу эту проблемную ситуацию на своих уроках и семинарах — общение без смысла. Либо докладчики не знают, как высказать свою точку зрения, либо они путают суть с простыми понятиями, темами и фактами.

То, что ваш потенциальный работодатель больше всего хочет от вас услышать, – это суть («Я отлично подхожу на эту должность»), а не пересказ книги «Моя биография». Но как вам перейти от широкого вопроса интервьюера к сути и конкретному доказательству этого утверждения? Для начала, не тратьте попусту время.

Больше, чем ваша биография

Отвечая на вопрос: «Расскажите о себе», помните, что ваш интервьюер уже знает вашу историю работы благодаря вашему резюме. Пересказывать содержание своей страницы в LinkedIn бессмысленно, но соискатели делают это постоянно. Помните, на собеседовании надо говорить в основном о своем точном соответствии, а не о квалификации. Если бы ваша квалификация была недостаточной, вас бы сюда не пригласили.

Карьерный стратег Джон Лис рекомендует подходить к собеседованию как прослушиванию: «Представьте, что ваши интервьюеры хотят увидеть фильм, в котором вы работаете с их командой, представляетесь их боссу, разговариваете с клиентами или акционерами».

Сейчас также не время раскрывать личную информацию о вашей жизни, например, о вашей семейной жизни, недавних каникулах и своей одержимости театром. Вы сможете сделать это позже. Пока воспользуйтесь этим шансом с наибольшим эффектом, создав хорошее первое впечатление. (Даже если интервьюер тоже любит театр, одно это не позволит вам получить работу).

Подчеркивание своего соответствия в этом контексте потребует некоторой домашней подготовки. Во-первых, узнайте, что конкретно требуется организации от человека на этой должности. Во-вторых, подготовьте свой ответ, чтобы позиционировать себя как лучшего человека для удовлетворения этой потребности.

1. Определите потребность

Определение потребности организации означает тщательное изучение описания работы и раскрытие его секретов. Выделите фразы типа «требуется», «должен иметь» и «крайне желательно». Требования, расположенные ниже по списку или помеченные как «желательно», не столь важные, даже если вы им соответствуете. Обратите особое внимание на элементы сразу под заголовками: «Кого мы ищем» и «Что нам необходимо». Это, очевидно, прямые попадания.

В некоторых случаях ваши навыки могут соответствовать описанию должности, даже если ваша прежняя должность или позиция не соответствуют. «Помогите вашему профилю подняться над конкурентами, объяснив, насколько ваши текущие навыки совместимы с размещенной вакансией, даже если ваша работа называется по-другому», – пишет Тэмми Джонс, генеральный директор Strategy and Talent Corporation. «Например, работники служб клиентской поддержки взаимозаменяемы с кредитными консультантами, администраторами отелей, сотрудниками по выставлению счетов и рецепционистами».

Даже тон описания вакансии может быть красноречивым. Неформальные описания или где прямо говорят, что «ценят чувство юмора», указывают на рабочее место, где люди весело проводят время. Напротив, очень формальное описание вакансии может указывать на консервативное рабочее место, где люди должны очень серьезно относиться к работе.

Затем перейдите на веб-сайт организации в раздел «О нас» и ознакомьтесь с их корпоративной культурой и основными ценностями. О чем они больше говорят: о выполнении работы и обслуживании клиента или о поддержке сотрудников и социальной ответственности?

Исходя из этих двух источников, запишите три личных атрибута, которые им требуются больше всего. Это может быть, например, «самообучение», «интересы в сфере…» или «командный игрок», но это не должно относиться к вашей квалификации: «степень MBA» или «пять лет опыта в смежной области».

Используйте эту информацию, чтобы завершить предложение: «Они ищут человека, который…» и запишите его.

2. Закройте эту потребность

Теперь немного измените формулировку: «Я тот человек, кто…» или «Мой подход к работе…».

Выберите историю из своей профессиональной деятельности, которая покажет, как вы удовлетворяли эту конкретную потребность на другой работе, предпочтительно, в сходных условиях бизнеса. Не стесняйтесь приукрасить детали, чтобы усилить свою позицию, но не изменяйте основные факты. Считайте, что работодатели могут почувствовать запах лжи или преувеличения «за версту».

Тренировка приводит к четкости

Сложите эти две части вместе: «Я тот человек, кто…» и свою историю и попрактикуйтесь произносить их вслух, как будто в ответ на вопрос. Поскольку это практика, у вас будет соблазн прокрутить ответ в уме, но не ленитесь. Повторение вслух – это суть, потому что это не умственное, а физическое упражнение. Именно это вам нужно, чтобы ваш разум и язык работали согласованно и смогли донести идею.

Собираем все вместе

Давайте проверим это в сценарии с придуманном мире: вы претендуете на роль руководителя службы поддержки клиентов в крупной кабельной компании CableAble. Вы обнаружили на веб-сайте CableAble, что отличное обслуживание клиентов является отличительной чертой их бренда, и что «поддержка» является одной из их основных ценностей. В описании работы вы увидели, что «сильные коммуникативные навыки» будут наиболее предпочтительными.

Вы приходите на собеседование, и в какой-то момент вас спрашивают: «Итак, расскажите о себе». Теперь вы уже знаете про неправильный ответ. И вот оптимальный вариант:

«Я всегда был публичным человеком. Еще в школе мне нравилось общаться с множеством людей – даже незнакомых – особенно, когда я мог им чем-то помочь. Вот почему я пошел в техподдержку, много лет проработал в сфере услуг и обслуживания клиентов. Это также одна из причин, почему я пришел в CableAble. Мне нравится ваша цель и ваше отношение к своим клиентам. В последнее время моей профессиональной задачей было помогать подчиненным учиться и развивать навыки работы с клиентами. Это объединяет мои жизненные интересы с моим увлечением – построением отличных отношений с клиентами».

Почему такой ответ является идеальным? Вы как личность со своей историей совпали с брендом компании и ее основными потребностями, и все это содержится в прямом ответе на вопрос.

Возможность сформулировать потребности организации и поставить себя в нужное место с соответствующей историей должна сделать больше, чем просто удивить присутствующих. Это также должно поставить вас на голову выше остальных заявителей. Почему? Потому что, в отличие от конкурентов, вы не просто рассказали о себе; вы показали, почему вы нужны компании.

Автор: Joel Schwartzberg
Источник