Вы успешно справились с последним раундом интервью и теперь ваш потенциальный работодатель хочет проверить ваши рекомендации. Кого вы можете назвать ему? Какие люди могут лучше поручиться за вас? Смогут ли они описать все ваши сильные качества и навыки и объяснить, почему вы справитесь с новой работой?
Что говорят эксперты
Одна из самых больших ошибок заключается в том, что кандидаты не понимают, «как невероятно важны рекомендации» в процессе приема на работу, говорит Клаудио Фернандес-Араоз, старший советник по глобальному подбору менеджеров высшего звена компании Egon Zehnder и автор книги «It’s Not the How or the What but the Who: Succeed by Surrounding Yourself with the Best». Рекомендации обеспечивают «точную оценку посторонними ваших сильных и слабых сторон, так что менеджеры по персоналу могут получить полную информацию», – объясняет он. «Если бы мне предложили возможность выбирать между интервью с кандидатом без рекомендателей или проверку рекомендателей без интервью с кандитатом, я бы выбрал последнее». Если вы ищете работу, вы должны подготовиться: найти людей, готовых дать вам рекомендацию, и договориться с ними, что именно они о вас расскажут. Так считает Присцилла Клейман, президент компании Career Strategies из Бостона. Вот несколько вещей, которые вы должны знать.
Будьте готовы
Еще до начала процесса собеседования, вы должны составить список прошлых и нынешних коллег, которые могли бы стать вашими рекомендателями. Как только вас попросят предоставить их, вы немедленно сможете его предоставить. В идеале, ваш список должен включать бывших и нынешних боссов, коллег и подчиненных. «Лучшие рекомендации дают люди, которые работали в тесном контакте с вами», – говорит Фернандес-Араоз. «Никогда не просите кого-нибудь быть рекомендателем, если вы не уверены, что он собирается о вас рассказать», – добавляет Клейман. «Попросите тех менеджеров, которые давали вам положительную обратную связь. Попросите тех коллег, которые благодарили вас за помощь по проектам. И попросите людей, которым нравилось работать под вашим руководством. Вот почему на работе полезно поддерживать отношения».
Предложите свои варианты
Бывает так, что менеджер по найму хочет проверить рекомендации из вашей текущей организации, но вы не хотите, чтобы там узнали, что вы ищете другую работу. У вас есть два варианта. Первый: предложить рекомендателей из организаций-партнеров — консультантов, советников, юристов или клиентов — кто может рассказать о работе с вами. Или второй: предложить предоставить рекомендателей сразу, как только новая компания сделает вам официальное предложение о работе. «Это довольно распространенная ситуация», – говорит Клейман. «Большинство компаний с пониманием относятся к подобным просьбам. Иногда возможно открыто сказать о своем намерении сменить работу. Возможно, вы не хотите переходить на следующий уровень, вы не заинтересованы в продвижении или вам нужно оставить работу по семейным обстоятельствам. Тогда вы можете сообщить об этом некоторым коллегам и руководителям. Но если у вас нет каких-то «уважительных» причин для увольнения, лучше сначала окончательно договориться о новой работе, и уж потом раскрывайте свои планы», – советует Фернандес-Араоз.
Не стесняйтесь выяснить цели
Когда менеджер по найму просит ваши рекомендации, «выясните, что конкретно он хочет проверить», – говорит Фернандес-Араоз. Если менеджер хочет узнать больше о вашем стиле руководства, то он ему лучше поговорить с вашими бывшим и нынешними подчиненными. Если он хочет проверить вашу способность разработать стратегию, ему нужно звонить вашим боссам. Если он хочет узнать о вашей способности влиять на окружающих, он должен поговорить с вашими коллегами. Такой подход помогает человеку сделать хорошую перекрестную проверку и получить более достоверную и точную оценку. Но помните о важности тщательного отбора и подготовки рекомендателей.
Помогите рекомендателям
Помогите рекомендателям составить максимально эффективную рекомендацию, предоставив им информацию о должности, на которую вы сейчас претендуете, и почему вы хотите ее получить. «Обозначьте для них ориентиры», – говорит Клейман. «Объясните им, почему вы считаете, что новая компания должна нанять вас, и чем вы будете им полезны. Между делом упомяните о своих прошлых достижениях. Таким образом вы проведете с ними репетицию, что бы вы хотели от них услышать. Также попросите разных людей подчеркнуть ваши разные таланты и сильные стороны. Можно попросить одного поговорить о вашей способности устанавливать отношения с коллегами, другого — о ваших технических навыках, а третьего — о ваших способностях управлять проектами».
Будьте изобретательны
Если вы претендуете на работу, в которой у вас нет непосредственного опыта, вам может быть сложно найти подходящего рекомендателя. При подобных обстоятельствах необходимо использовать другой подход. Вспомните, где вы получили новые профессиональные навыки, когда возглавили многопрофильный проект, или вас перебросили на новый регион продаж. Вам нужны люди, с которыми тогда вы работали в тесном контакте. Эти люди видели, как вы занимаетесь чем-то другим. Фернандес-Араоз: «Когда менеджер по найму слышит, что вы делали что-то новое при аналогичных обстоятельствах, он сделает правильные выводы».
Найдите общее
Лучшие рекомендации получаются, когда между рекомендателем и менеджером по найму возникает искренность и доверие. Для этого Фернандес-Араоз предлагает попробовать найти общее между проверяющим и вашим рекомендодателем. Узнайте, если возможно, где учился и работал менеджер по найму. Возможно, он учился в одном университете с вашим бывшим боссом. Или, может быть, он работал в той же компании, что и один из ваших коллег. «Люди с большим доверием отнесутся к их рекомендациям из-за эффекта знакомства, – говорит Фернандес-Араоз. Точно так же, менеджер по найму, скорее всего, станет более открытым и откровенным во время разговора с вами.
Объясните негативность
«Вы должны знать, от кого можно ожидать негативную характеристику», – говорит Фернандес-Араоз. Она может исходить от руководителя, который уволил вас, от менеджера, давшего вам отрицательную обратную связь, или от коллеги, которого вы чем-то обидели. Иногда менеджер по найму просит вас честно называть такого человека. Скажите ему: «Вот этот человек, скорее всего, отзовется обо мне отрицательно. Позвольте мне объяснить вам, почему». И предложите менеджеру позвонить еще другим людям, знающим вас обоих, которые «могут предложить компетентные и объективные» мнения. «В конце концов, последнее, что вам нужно, чтобы менеджер по найму был удивлен услышанным», – говорит Клейман.
Что нужно сделать
- Подготовить список ссылок, который включает боссов, коллег и подчиненных, которые дадут вам отличные рекомендации.
- Подумать о других людях, которые так же могут быть хорошими рекомендателями. Это, возможно, консультанты или клиенты, которые могут рассказать о совместной работе с вами.
- Вспомнить возможных рекомендателей из ваших прошлых мест работы и попросить их подчеркнуть ваши конкретные навыки и сильные стороны.
Что не нужно
- Просить кого-то быть рекомендателем, если вы не уверены, что именно он может рассказать о вас.
- Называть рекомендателей из вашей текущей организации. Рассмотрите свои обстоятельства и решите, имеет ли смысл предупреждать их, что вы собираетесь уйти.
- Пока у вас нет четкого понимания вашей новой работы, зачем она вам, какие новые возможности вы получите, никого ни о чем не просите.
Кейс № 1: Будьте честны о своих обстоятельствах и предоставьте соответствующую информацию
Мичико Гупта 5 лет с удовольствием проработала в администрации университета в Бостоне. Но в начале этого года ее муж получил новую работу в Чикаго. Первой мыслью Мичико было: «Что теперь будет с моей карьерой?». Второй ее мыслью было: «Я должна сказать моей начальнице, что ухожу».
Когда Мичико пришла с этой новостью к своей руководительнице, та была расстроена, но поняла, что Гупта вынуждена переехать в другой город по семейным обстоятельствам. «Разговор, естественно, перешел на тот факт, что мне теперь нужно искать новую работу», – вспоминает Мичико. «Но начальница сама вызвалась быть моим рекомендателем, а затем дала мне совет: всегда лучше искать работу, пока ты еще работаешь».
Босс позволила Мичико работать удаленно из Чикаго в течение трех месяцев, пока она будет искать новое место. В конце концов, через другого коллегу в Бостоне та нашла вакансию в школе в Чикаго. И когда интервьюеры попросили рекомендации, она, конечно, назвала имя своего нынешнего менеджера. «У нас были такие близкие отношения, что я просто переправила ей описание новой работы и имена людей, кто обратится к ней», – говорит Мичико. «Она отлично знала все мои сильные стороны».
В качестве второго рекомендателя Мичико выбрала коллегу своей начальницы из другого отдела. Но так как они не работали вместе так же тесно, она использовала другой подход. «Я позвонила ей и рассказала о работе, на которую я претендую. И я сказала ей, на каких вопросах будет фокусироваться менеджер по найму. Я также напомнила ей о своих обязанностях в нашей совместной работе, и спросила, сможет ли она положительно отозваться о моих навыках управления проектами и способностях к совместной работе. Я хотела, чтобы ее рекомендации дополняли характеристику моего менеджера».
Мичико получила эту работу. И в то время как она скучает по своей бывшей работе и команде, она очень довольна своей новой должностью.
Кейс № 2: Хорошенько подумайте, кого пригласить в качестве рекомендателя
Скотт Мерритт, исполнительный директор по связям с общественностью в одной компании из Атланты, прошел несколько этапов собеседования в новой компании, когда его попросили представить рекомендации. Он знал, что это важный момент: «Я уверен, что хорошо знаю методику собеседования, и я в курсе последних методов и тенденций. Я сам нанял достаточно много людей и знаю, что очень много зависит от того, с кем менеджер по найму будет говорить, и что он от них узнает».
Но, будучи глубоко недовольным ситуацией в своей нынешней компании, он не собирался просить своего босса стать своим рекомендателем. К счастью, «в PR-бизнесе есть много различных вариантов, кого еще можно пригласить в качестве рекомендателя».
Скотт попросил трех человек. Первым был его бывший деловой партнер, с которым он общался, по крайней мере, один раз в неделю по телефону и которого считал «идеальным представителем референтной группы». Вторым был клиент, с которым в настоящее время он работал и которого считал очень доброжелательным человеком. «Я знал, что он даст мне очень хорошую рекомендацию. И не возникнет никакой проблемы, если он узнает, что я хочу сменить работу», – объясняет Скотт. И его третий человек был известным журналистом. «Если я хочу, чтобы меня воспринимали как серьезного пиарщика, который хорошо знаком с множеством журналистов и может разместить информацию в различных медиа, я должен это доказать. Будущая работа предполагала множество высокотехнологичных партнеров, поэтому я обратился с просьбой к техническому писателю, сотрудничавшему с рядом авторитетных газет и журналов. Я знал, что его рекомендация повысит мою репутацию».
Все три ставки сыграли. Скотт получил работу. И, спустя 18 месяцев, он все еще счастлив в новой компании.
Автор Ребекка Найт (Rebecca Knight)
Источник blogs.hbr.org
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!