Степень MBA переоценена

Исследование: выпускники MBA более корыстны, чем другие руководители

Danny Miller, профессор-исследователь HEC Montreal, в партнерстве с Xiaowei Xu, ассистенткой профессора в Университете штата Род-Айленд, провели исследование с целью проанализировать результаты 444 известных американских генеральных директоров, появившихся на передовицах изданий Fortune, Forbes и BusinessWeek в период с 1970 по 2008 год.

Миллер и Сюй отследили стратегии роста компаний, результаты работы генеральных директоров и их зарплату. Что же они обнаружили? Руководители со степенью МВА были более склонны к действиям, приносящим выгоды лично для себя, но вредящим их компании. В частности, они выбирали более дорогостоящие стратегии роста и показывали худшие результаты, чем их коллеги, не обучавшиеся MBA.

HBR: Означает ли наличие степени МВА, что вы, вероятно, ставите свои собственные интересы выше интересов компании? Должны ли Советы директоров с осторожностью относиться к руководителям, которые обучились по программе MBA? Профессор Миллер, защищайте свое исследование.

Миллер: Выпускники MBA составили четверть нашей выборки. Изначально мы предполагали, что выпускники МВА были более эффективными и ответственными менеджерами, чем их коллеги без степени. В худшем случае, как нам казалось, не должно было быть никакой разницы. Увы. В течение трех лет после того, как выпускники MBA появлялись на обложках бизнес-журналов, происходило снижение рыночной стоимости их компаний, причем, на 20% больше, чем у компаний, которыми управляли менеджеры, не имеющими степени MBA. Этот разрыв оставался значительным даже через семь лет после их появления на передовицах изданий.

Кроме того, их расходы на приобретения / поглощения были почти вдвое выше, чем у коллег без МВА, с учетом изучения всех наших контрольных показателей, таких как размер компании и уровень использования заемных средств. В предшествующем [появлению на обложке] году компании MBA имели более низкий уровень денежных потоков и низкую доходность активов, что свидетельствует о том, что их руководители со степенью MBA имели тенденцию выбирать стратегию дорогостоящего быстрого роста.

Как эти результаты свидетельствуют о корыстном поведении руководителей?

Миллер: Мы полагаем, что о корыстном поведении со стороны главного исполнительного директора говорят 3 показателя:
1. успех достигается с помощью быстрых, рискованных приемов, таких как приобретения;
2. успех очень непродолжителен;
3. исполнительный директор получает личную выгоду из этих действий в виде непомерного увеличения вознаграждения.

Руководители в вашем исследовании получали прибавки?

Да. Несмотря на худшие показатели, зарплата выпускников MBA увеличилась больше, чем у коллег без степени, после публикации их истории. В течение трех лет после появления на обложке, выпускники МВА увеличивали свою зарплату в среднем на 15% быстрее, и ежегодно они получали примерно на $ 1 миллион больше.

Ваше исследование восходит к 1970. Сколько руководителей с МВА сегодня? Повышается ли роль владения степенью МВА для достижения успеха в бизнесе?

Сегодня руководителей со степенью МВА гораздо больше, чем в 1970 году. Их более 30%. Сравните с 12% в 70-х годах, и 20% в 80-х и 90-х.

Почему вы сфокусировались на людях с обложки? Может ли эта выборка действительно представлять всех генеральных директоров?

Мы решили исследовать руководителей, которые были достаточно успешными, чтобы быть представленными публике, и также имели возможность лично эксплуатировать этот успех. В этой выборке имеется значительный простор для корыстного поведения.

Конечно, хотя это достаточно большая выборка, она включает в себя только крупные, успешные публичные компании, многие из которых хорошо известны. Наши результаты не распространяются на более мелкие, менее известные или частные компании.

Другие исследования показали, что возраст и статус основателя, качество образования и даже пол могут повлиять на поведение и результаты исполнительного директора. А вы исследовали влияние этих факторов?

Да. Мы проанализировали все эти факторы, как и многие другие. Похоже, лишь два из них связаны с изменениями в результатах после того, как генеральный директор попал на обложку. Это качество обучения в школах, которые они закончили, и предшествующие результаты компании. Более высокое качество обучения означало сохранение более высоких результатов после публикации для всех руководителей. И чем выше была эффективность деятельности до публикации, тем хуже она становилась после для всех руководителей. Подняться на вершину проще, чем на ней удержаться. Но компании без MBA падали не так быстро. Мы также увидели, что выпускники MBA сделали больше приобретений, хотя руководители, закончившие лучшие школы, покупали меньше.

Мы не обнаружили никаких гендерных различий, возможно, потому что в нашей выборке было очень мало женщин. Таким образом, мы не смогли определить личные качества, которые могут играть важную роль.

Содействуют ли школы MBA корыстному поведению?

Возможно. Многие программы MBA фокусируются на результатах деятельности, финансовых и бухгалтерских показателях и рычагах, стоимости акций, конкуренции и личном материальном успехе. Они уделяют меньше внимания творческим и научным навыкам, внутренней удовлетворенности работой, социальному вкладу и этичному отношению к акционерам и сотрудникам. С другой стороны, такое поведение может быть следствием самостоятельного выбора людей, а не влиянием учебной программы. Возможно, люди с корыстными наклонностями более склонны поступать на курсы MBA, чем, скажем, заниматься искусством или наукой.

Кроме того, наши результаты могут быть частично объяснены тем, как окружающие реагируют на поведение генеральных директоров. Исследования показывают, что приобретение является более опасной стратегией, чем органический рост. Возможно, этим объясняется последующее негативное отношение инвесторов к компаниям, выбирающим рост за счет покупки других компаний.

Я хочу отметить, что мы не утверждаем, что образование MBA заставляет руководителей вести себя негативным образом. Наш анализ устанавливает только наличие связи, но не причинно-следственную зависимость. И мы постарались сделать на этом акцент в нашем отчете.

Как организации могут бороться с корыстным поведением?

Хорошая культура может уменьшить его влияние. Ценности компании должны быть отражены в ее целях, подходу к найму и управлению персоналом, социализации и отношениям с акционерами. Все это способствует назначению правильного исполнительного директора – неважно, со степенью MBA или без нее. Культура также определяет критерии, по которым оцениваются руководители. Мы с Изабель Ле Бретон-Миллер изучали «толстые культуры» в старых семейных бизнесах. В них степень МВА вряд ли будет иметь какую-либо воздействие на стратегии генеральных директоров и их методы руководства в долгосрочной перспективе.

Системы оплаты также оказывают очень большое влияние. Когда руководители непропорционально вознаграждаются за краткосрочные достижения, это совершенно определенно усиливает корыстное поведение. Привязка зарплаты к долгосрочным финансовым и нефинансовым результатам, вероятно, более правильный способ.

Что еще нужно изучить в будущих исследованиях?

Мы с Сюй в настоящее время пытаемся перенести наше исследование на более широкую выборку компаний. Было бы также полезно проверить, насколько содержание конкретных программ МВА может смягчить обнаруженные нами последствия. Например, сможет ли больший фокус на устойчивости результатов, удовлетворении всех заинтересованных сторон и корпоративной социальной ответственности ослабить корыстные инстинкты? И, наконец, все люди разные. Как личные качества при взаимодействии с обучением влияют на поведение менеджеров?

Значит, пока рано утверждать: «Не позволяйте выпускнику MBA возглавить вашу компанию»?

Для нас было неожиданно получить данные о корыстной природе MBA, и нам интересно, сможем ли мы опровергнуть или подтвердить это обвинение. В конце концов, мы сами работаем в бизнес-школах. У меня есть степень MBA. Многие из наших коллег имеют степень MBA и при этом остаются умелыми, высоконравственными людьми. Поэтому не используйте наше исследование для унижения MBA. Но будьте готовы распознать описанное нами оппортунистическое поведение генерального директора, независимо от его образования.

Автор Nicole Torres
Источник hbr.org

Прорыв

Книга в подарок

Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!


Лучшие статьи каждую среду в нашей рассылке. Присоединяйтесь к TOCpeople!

Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Политики конфиденциальности.