Теория ограничений

Почему Теория ограничений работает?

Заказать звонок

Целью любой коммерческой организации является получение прибыли сегодня и в будущем. Однако, практически в любой компании в каждый момент времени имеется узкое место (или ограничение), которое не позволяет организации достичь желаемой прибыли.

Все усилия и средства, направленные на любые другие участки компании, не оказывают существенного влияния на финансовый результат. Но если найти это узкое место и правильно управлять им, можно без больших вложений и быстро добиться улучшений.

История Теория ограничений

Теория ограничений (Theory of Constraints, TOC) была разработана физиком Элияху Моше Голдраттом в 1980-е годы. Бизнес-роман «Цель», в котором Голдратт в доступной форме изложил основные идеи своей теории, до сих пор является бестселлером во многих странах мира. TOC можно применить не только в любом бизнесе, но и в личной жизни, для управления изменениями, выбора правильных вариантов решений и разрешения конфликтов. Теория ограничений, не смотря на название, не является теорией. Она предлагает готовые практические инструменты (самые известные из которых, конечно же, «Барабан-буфер-канат» и «Критическая цепь») и типовые решения для различных бизнесов.

Цель

Результаты применения Теории ограничений

1
Существенные улучшения в бизнесе
уже за 2-3 месяца
2
Принятие правильных управленческих решений при наличии альтернатив
3
Сокращение производственного цикла, незавершенного производства
4
Сокращение складских запасов вдвое при улучшении доступности до 95% и более
5
Завершение проектов в срок, в полном объеме и в рамках выделенного бюджета
6
Улучшение качества и объема предоставляемых услуг для сервисных предприятий

Что же такое ограничение?

Ограничение системы – это узкое место или бутылочное горлышко, которое ограничивает скорость зарабатывания денег и не позволяет предприятию достичь желаемых целей. Нахождение ограничения является первым шагом улучшения всей системы.

Существуют 3 основных вида ограничений


Ограничение в ресурсах предприятия: персонал, инструменты, оборудование и т.п.

Ограничение в управленческой политике предприятия: показатели эффективности, инструкции и т.п.

Ограничение в рынке: рынок не может принять все, что предприятие готово предложить.

За 5 лет работы с клиентами по Теории ограничений, мы убедились в справедливости слов Голдратта:

«Нам лишь редко удается найти компанию с реальным рыночным ограничением, – мы обычно сталкиваемся с компаниями, обладающими ограничениями в сбытовой политике.

Нам также редко удается найти компанию с узким звеном в производственных цехах – обычно мы сталкиваемся с компаниями, которым свойственны ограничения в производственной политике.

Практически никогда мы не сталкиваемся с компаниями, ограничениями которых являются поставщики – но мы сталкиваемся с компаниями, обладающими ограничениями в закупочной политике.

И во всех этих случаях работающая политика таких компаний казалась весьма логичной на момент ее внедрения. Но рыночные условия изменились, а политика – нет».

Голдратт

Как найти ограничение?

Если ограничением являются ресурсы или рынок, их достаточно просто найти. Например, ограничением на производстве обычно является участок, заваленный сырьем или заготовками.

Если же возможности предприятия ограничены управленческими политиками, их отыскать сложнее. В этом случае мы говорим о поиске корневой проблемы. Эта проблема лежит в основе большинства нежелательных явлений, существующих в системе в настоящий момент.

Что такое нежелательные явления в бизнесе? С ними мы все постоянно сталкиваемся: не растет прибыль; ходового товара нет в наличии при излишках неходового товара; клиенты недовольны и уходят к другим поставщикам; заказы задерживаются; проекты не выполняются в срок…

Что же делать?

Если мы найдем корневую проблему, мы сможем разработать решение по ее устранению и заодно избавимся от большинства нежелательных явлений. Для нахождения корневой проблемы Голдратт разработал логические инструменты Теории ограничений — Грозовую тучу, Деревья текущей, будущей реальности и перехода. В итоге мы получаем готовый план преобразований, в котором подробно расписаны действия исполнителей по внедрению решения.

Процесс непрерывного совершенствования

5 фокусирующих шагов Теории ограничений
Вы могли подумать, что готовый план преобразований и внедрение Теории ограничений — это конец работы. Но нет! Теория ограничений — процесс непрерывного совершенствования бизнеса. Что это значит? Вы никогда не должны почивать на лаврах! Голдратт разработал 5 фокусирующих шагов — на чем нужно сосредоточиться в каждый момент времени, чтобы процесс улучшений стал непрерывным.

Таким образом, Теория ограничений позволяет ответить на 3 главных вопроса, которые постоянно возникают в бизнесе:

  1. «Что менять?»
  2. «На что менять?»
  3. «Как обеспечить перемены?»

Хотите узнать больше? Мы имеем большой опыт обучения и внедрения Теории ограничений. Предоставим результаты наших работ и рекомендации.

Важно не дать инерции мышления создавать новые ограничения!

Есть вопросы? Свяжитесь с нами!





Журнал «Управляй будущим»

Каждую среду электронный бизнес журнал знакомит владельцев бизнеса и менеджеров со способами развития бизнеса в различных рыночных условиях, используя подходы Теории ограничений и Бережливого производства (Lean).

Кроме того, мы публикуем статьи для продавцов, маркетологов и интернет-маркетологов, специалистов по SMM и управлению персоналом.

Подписка бесплатна!





Контактная информация

Школа Бизнеса
«Управляй будущим»
+7 (351) 245-07-07

shkola@u-b-s.ru