Джефф, как и я, писатель, лектор и руководитель консалтинговой компании. Насколько я могу судить, он профессиональный, уважаемый, способный, честный и популярный среди клиентов. Наша общая знакомая пригласил нас для совместной работы над проектом, и этот проект, без сомнения, принесет нам обоим взаимную выгоду.
Все это замечательно, кроме одного: я не люблю Джеффа.
Что-то в нем меня смущает. Он кажется мне слишком корыстным или эгоцентричным или самодовольным. Я не уверен в этом, но я уверен, что он мне не нравится.
Я упомянул знакомую, которая хочет, чтобы мы работали вместе. Она объяснила мне свою позицию. «Вы не должны любить его», – сказала она, «но вы достаточно разумны, чтобы работать с ним».
Итак, как работать с тем, кто вам не нравится?
Я говорю не просто о тех, кто расстраивают вас, потому что с ними трудно связаться или они не могут вовремя приехать на встречу. Конечно, раздражает, когда вы теряете время, особенно если вы считаете, что могли бы в это время заняться чем-то более полезным. Но совсем другое, когда вы не любите их. Просто подумайте, как по-разному вы реагируете на того, кто вам нравится и не может провести совещание (вы хотите помочь ему) и на того, кто вам не нравится(вы хотите перестать работать с ним, или, если проходит действительно длинная встреча, вы почти готовы убить его).
Типичный совет, который вы можете получить по работе с людьми, которые вам не нравятся, просто обезличить отношения. Просто ведите с ними дела, когда этого требует бизнес, и двигайтесь дальше. Другими словами: стойко переносите боль.
Но я обнаружил, что практически невозможно следовать этому совету. Люди, которых мы не любим, сводят нас с ума, и мы тратим огромное количество времени, жалуясь на них, или переживая, что должны вновь встретится с ними.
И это еще не самое худшее. Проблема состоит в том, что если вам кто-то не нравится, скорее всего, он это знает. И это побуждает его не любить вас. И если вы думаете, что трудно работать с тем, кого вы не любите, попробуйте поработать с тем, кто не любит вас!
Все просто, на самом деле. Люди, с которыми вы ладите, найдут способы, чтобы помочь вам. Люди, с которыми вы не ладите, найдут способы, чтобы помешать вам.
Быть тем, кто нравится, имеет неопровержимые преимущества. Согласно исследованиям, чем большему количеству людей вы нравитесь, тем легче, производительнее и выгоднее будет ваша жизнь. Это означает, что те, с кем вы не ладите — даже если вы стойко переносите боль — представляют опасность.
Так что же, если улыбаться и терпеть — это проигрышная стратегия, какова альтернатива?
Рассмотрим причину, по которой вам кто-то не нравится. Может быть, вы думаете, что он жадный. Или эгоистичный. Или высокомерный. Или совершенно посредственный. Другими словами, у него есть некоторый недостаток характера или неприятная черта, которая вас беспокоит. Как и мой взгляд на Джеффа, как на корыстного, эгоцентричного и самодовольного человека.
Теперь — и вот это самая сложная часть — подумайте о том, что в темном дальнем углу вашей психики вы можете обнаружить фрагменты этих неприятных черт.
Можете ли вы быть жадными, эгоистичными, пренебрежительными? Вам действительно не нравится эта часть себя, не так ли? Вы хотели бы дистанцироваться от этой своей черты. Так же, как вы хотели бы дистанцироваться от человека, который вам не нравится.
Иными словами, скорее всего, вам не нравится этот человек потому, что он напоминает вам о том, что вы не можете терпеть в себе.
И вдруг работать с людьми, которые вам не нравятся, становится намного интереснее. Потому что знакомясь с ними лучше и понимая, какие их черты вам не нравится, на самом деле, вы лучше познаете себя и признаете в себе черты, которые вам не нравятся.
Таким образом, чтобы преодолеть свою неприязнь к кому-то еще, преодолейте свою неприязнь к себе.
Вот когда человек, который вам не нравится, может пригодиться. Используйте его, чтобы лучше понять себя.
Подумайте, почему у вас есть проблемы с ним.
Что он делает, что вас так сильно беспокоит? Не обращайте внимание на его неспособность вовремя приехать на встречу или написать хорошее письмо по электронной почте и поймите, что действительно вас раздражает. Что в его личности или поведении вызывает у вас искры раздражения или отвращения? Что вы ненавидите в нем?
Затем рассмотрите, как ваши ответы могут быть отражением вас.
Это игра, и вы выиграете, находя, что вы ненавидите в своем поведении. Для меня, Джефф — отражение тех атрибутов во мне, которые мне не нравятся, так как я могу быть корыстным, эгоистичным и самодовольным.
Вспомните случаи, когда вы чувствуете жадность, эгоистичность или пренебрежительность.
Вы можете вспомнить это? Можете ли вы ощутить свои чувства — и влечение, и отвращение? Можете ли вы признаться себе, что это не черное или белое? Это одновременно черное и белое. Можете ли вы жить с этой сложностью, присущей человеку? Это ключ, чтобы относиться с состраданием к себе. И относиться с состраданием к себе является ключом к тому, чтобы относиться с состраданием к другим. Прежде чем вы это поймете, вам на самом деле начнут нравиться люди, которых вы никогда не любили раньше. Может быть, вы даже почувствуете, как помочь им проводить ваши встречи более продуктивно.
Теперь мне легко увидеть в Джеффе себя. Я могу быть корыстным, эгоистичным и самодовольным. До сих пор мне трудно это признавать — особенно на бумаге — но это часть того, кто я есть, и в правильных дозах она на самом деле исправно мне служит. И есть еще одно дополнительное преимущество признать это: теперь мне нравится Джефф.
Автор Питер Брегман
Источник blogs.hbr.org
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!