Утро вечера мудренее… или нет?

Утро вечера мудренее… или нет?

Рецензируемые исследования показывают, что лучшее время для принятия решения зависит от проблемы, которую вы хотите решить.

Все мы принимаем решения весь день, и эти решения определяют качество нашей работы и, следовательно, наши результаты. Хорошие решения = хорошие результаты; плохие решения = плохие результаты. Ничего удивительного, верно?

Однако, возможно вы не знали, что мозг подвержен «усталости от решений». Ваш мозг теряет способность эффективно принимать сложные решения в течение дня. Вот несколько примеров из New York Times:

  • Врачи реже делают жизненно-важные обследования к концу дня.
  • Врачи с большей вероятностью назначат ненужные антибиотики к концу дня.
  • Судьи по уголовным делам реже оправдывают подсудимых к концу дня.
  • Потребители чаще покупают нездоровую пищу в конце покупок.
  • Покупатели автомобилей чаще покупают дорогие опции, если они предлагаются в конце продажи.

Поэтому всякий раз, когда вы запрашиваете решение – повышение зарплаты у своего босса, закрытие продажи и т.д. – вы должны учитывать время суток. Вот простые правила.

Конфликт сторон

Медиапособие Виктора Вальчука «Конфликт сторон»

На предприятиях нередко возникают ситуации, когда интересы сторон расходятся. Одна сторона предпочитает одни действия и решения, а другая сторона — другие. Для таких ситуаций всегда можно построить диаграмму разрешения конфликта. Как всегда, конфликт имеет место быть вследствие того, что у одной или у обеих сторон имеются ошибочные убеждения. Их обнаружение позволяет найти прорывное решение.

Медиапособие для тех, кто хочет развить свои управленческие навыки и вывести карьеру на новый уровень, но не хватает времени. Включает полный разбор инструмента ТОС «Грозовая туча» для верного решения конфликта сторон (в т.ч. 2,5 часа видеолекций курса «Директор по трансформации»).

ПОДРОБНЕЕ >

1. Поднимайте «большие» вопросы с утра пораньше

Если решение требует значительных усилий и много времени со стороны лица, принимающего решение, приходите со своим запросом утром, в идеале, сразу после того, как лицо, принимающее решение, «приняло» первую чашку кофе.

Пример:

Вы собрали сравнительные данные о зарплате и список проектов, которые вы успешно выполнили за последний год. Вы хотите обсудить эту информацию с вашим боссом и вместе с ним разработать план для повышения вашей зарплаты.

Повышение зарплаты – это «большой» вопрос, так что вам определенно стоит поговорить утром. Если вы попробуете начать этот разговор в конце дня, вероятно, разговор либо будет отложен («Я не могу заняться этим сегодня») или вам откажут («Это все, что мы можем платить»).

Пример:

Чтобы завершить крупную сделку B2B, необходимо, чтобы все заинтересованные люди поддержали проект. Вам определенно следует запланировать эту встречу на утро, потому что именно тогда они, вероятнее всего, будут готовы к принятию решения, требующего глубоких размышлений и споров.

Наоборот, если вы попытаетесь закрыть сделку на встрече, запланированной на конец дня, некоторые из этих заинтересованных сторон, вероятно, будут слишком утомлены, чтобы продумать ситуацию. Они могут даже быть раздражены тем, что вы просите их напрягаться в конце дня.

2. Поднимайте «незначительные» вопросы ближе к вечеру

Если решение, которое вы хотите принять, является простым, понятным и не требует больших затрат времени и умственных усилий лица, принимающего решение, просите об этом в конце дня. В это время лица, принимающие решения, скорее всего, легче согласятся с вашей просьбой, просто чтобы не «заморочиваться».

Пример:

Вы уже договорились с клиентом о большой сделке и сейчас работаете с ним над деталями контракта, сроками платежей, гарантиями и так далее. Сделка будет еще более прибыльной для вас (и более ценной для клиента), если клиент дополнительно перейдет на тарифный план «Платина».

Поскольку это «незначительная» (относительно всей сделки) просьба, ваша лучшая стратегия – предложить обновление тарифного плана в конце дня, в идеале после того, как вы уже согласовали множество других деталей. Скорее всего, вы услышите: «Ладно, без проблем».

Наоборот, если вы предложите переход на новый тариф с утра, вы можете легко увязнуть в бесконечном обсуждении различий между планами «Серебро», «Золото» и «Платина» и, в конечном итоге, услышать: «А могу ли я теперь получить «Платину» по цене моего «Серебра»?

Пример:

Ваш лучший друг приглашает вас в гости, чтобы покататься на лыжах, но в это время у вашей компании обычно довольно много работы.

Поскольку это «незначительная» просьба, озвучьте свою просьбу, когда ваш начальник устал принимать решения. Кроме того, обратите его внимание, что это действительно важно для вас. Скорее всего, босс скажет ОК, потому что ему уже не хочется выслушивать, как вы будет изливать свое разочарование, если он вам откажет.

Наоборот, если вы подойдете к нему в начале дня, начальник, вероятно, продумает все последствия вашего отпуска во время напряженного сезона и выдвинет возражения. Теперь вам предстоит тяжелая битва.

3. Будьте предельно корректны при принятии поздних решений

Теперь, когда вы знаете об усталости от принятия решений, вы можете и должны контролировать свое собственное принятие решений, чтобы сознательно преодолеть эту тенденцию.

Если важное решение приходится принимать в конце долгого дня, уделите ему дополнительное время и повышенное внимание. В противном случае вы можете принять самое простое, а не лучшее решение, просто потому, что устали.

Но еще правильнее будет отложить принятие этого решения до утра. Как гласит народная мудрость, стоит «переспать с этим решением».

Автор: Джеффри Джеймс
Источник