Смена парадигмы заманчива, но ее сложно осуществить.
Парадигма – это наша ментальная модель мира. Нас окружают люди, которые разделяют похожую модель, и пока эта модель работает, мы живем, особо не задумываясь об этом. Если бы вы поселились на космической станции, вы постоянно замечали бы отсутствие силы тяжести… пока однажды вы перестали бы ее замечать.
Технологии и культура вступают в сговор, чтобы изменить правила. Когда это происходит, открываются огромные возможности для тех, кто достаточно смел, чтобы представить себе другую систему, ментальную модель, которая не просто корректируется, а перестраивается.
Центральное телевидение было основано на парадигме массовых рынков и битве за последние несколько процентных пунктов доли аудитории. Кабельное телевидение изменило этот подход (немного), потому что нишевые сети могли находить своих зрителей, чтобы получать прибыль, и внезапно минимальная жизнеспособная аудитория стала полезным новым способом создания медиаактива. MTV и ESPN не смогли бы работать в трехканальном мире, но прекрасно справились в мире с сорока каналами.
Настоящая смена парадигмы, однако, происходит с YouTube. Теперь речь идет не о том, чтобы изо всех сил пытаться добавить несколько каналов. Речь идет о том, чтобы принять идею о существовании бесконечного количества каналов. Что нехватка каналов не является нормальной или полезной. И никто из мира центрального или кабельного телевидения не понимал этого и ничего с этим не делал. Они были сфокусированы на своей парадигме и не смогли сменить ее.
Многие мои коллеги и друзья в традиционном издательском бизнесе все еще борются с печатной версией этой смены парадигмы. У них есть активы, репутация и небольшой импульс, но вместо того, чтобы переходить на новую парадигму, они пытаются внести небольшие улучшения в своей парадигме.
В медицине миллионы жизней были спасены благодаря смене парадигм. Теория микробов, например, и мытье рук. Или совсем недавно – бета-блокаторы при заболеваниях сердца или наблюдение за ролью бактерий в возникновении язв.
Не все парадигмы сменяются. Часто человечество застревает в культурно укоренившейся системе, которую трудно изменить. Но когда мы видим возможность внести свой вклад, сложность заключается в том, чтобы не просто попытаться внести небольшие изменения, а полностью отказаться от нашей зависимости поступать как мы привыкли.
Автор: Сет Годин
Источник
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!