Большинство презентации скучны, некоторые вполне сносны, и лишь очень немногие запоминаются. У всех запоминающихся презентаций есть одно общее — они рассказывают историю. Что это на самом деле означает?
Несколько дней назад я присутствовал на вебинаре, который состоял из двух презентаций на тему, которую я определяю как «обработка потенциальных клиентов». (Точная тема не важна, я просто привел его в качестве примера того, как вебинар на интересную тему может быть смертельно скучным.)
Первая презентация состояла из списка «важных» понятий и проблем, которые нужно первоначально «обдумать», прежде чем приступить к воспитанию клиентов. Презентация была переполнена цифрами, которые я сразу же забыл.
Во второй презентации рассказывалось, как одна компания начала с очень сырой концепции воспитания будущих клиентов, но через ряд шагов и тестов значительно улучшила ее. Спустя несколько дней, я все еще помнил большую часть этой презентации, даже не заглядывая в слайды.
Первый докладчик был очень серьезен, но скучен. Второй лектор выглядел выдающимся и сфокусированным. Я знаю из их профилей в LinkedIn, что оба они докладчики высшего уровня и высококвалифицированные специалисты. Тем не менее…
Структурированные презентации скучны
Скучные презентации, как первая в этом вебинаре, почти всегда состоят из маркированных слайдов в виде структуры:
Предмет
Часть 1
Компонент 1.1
Компонент 1.2
Элемент А
Элемент Б
Часть 2
… и так далее.
Во время таких презентаций ведущий в устной форме представляет сведения из каждого пункта, как правило, с преувеличенным энтузиазмом: «Это важно, поэтому я буду говорить очень быстро, чтобы все успеть».
Ведущий подобной презентации в стиле «в одно ухо влетело, в другое вылетело» должен прибегать к различным уловкам, чтобы аудитория запомнила хоть что-нибудь.
Возьмем, к примеру, совет повторять все по нескольку раз: «Сначала скажите им, что вы собираетесь рассказать; затем расскажите это; затем скажите им, о чем вы рассказали». Можете ли вы представить себе подобный разговор в реальной жизни, вне презентации?
Или взять другой совет использовать некую аббревиатуру как мнемонический код для презентации, например, SWOT. Да, я помню, что эти четыре буквы означают, но они не помогают мне вспомнить содержание любой из десятка SWOT презентаций, которые я прослушал.
Самое главное, люди, которые представляют структурированные презентации, всегда выглядят скучными, утомительными зубрилами, т. е. теми, чьи презентации в будущем следует по возможности избегать. Вы же не хотите быть таким человеком!
Презентации-истории великолепны
В то время как большинство людей могут повторить историю, которую они услышали, если вы спросите их: «Что именно превращает презентацию в историю?», они не смогут ответить. Вот почему при создании презентации у них опять получается маркированный список.
Так что же такое история? Вот определение, которое работает для презентаций:
История — это ряд действий по преодолению препятствий для достижения цели.
Кому-то это определение может показаться банальным, но оно лучше, чем кажется на первый взгляд. Вот важные моменты:
- Ряд действий. Действия должны проводиться последовательно во времени. Этот базовый уровень довольно легко понять. Пример: «Я опустил свою правую ногу. Я вытащил свою правую ногу. Затем я…».
- По преодолению препятствий. Действия начинают выглядеть как история, когда есть причина для каждого действия. Пример: «Я опустил свою правую ногу, но вода была слишком холодной, поэтому я ее вытащил».
- Для достижения цели. Действия по преодолению препятствий становятся историей, когда есть общая цель, которая придает им смысл. «Чтобы выиграть венчурное финансирование, мне нужно было переправиться через реку. Я опустил свою правую ногу, но вода была слишком холодной, поэтому…».
Презентация-история не только лучше запоминается, она также представляет ведущего живым и толковым. Можно попытаться объяснить это с позиций неврологии, но вместо этого давайте просто опираться на свой личный опыт.
Какие презентации вы помните? Лучшие лекции фонда TED (TED talks, некоторые лекции переведены на русский язык) или те пронумерованные презентации, которые вы регулярно слушаете в своем конференц-зале?
Это не означает, что нужно рассказывать любую историю. История должна имеет ценность для слушателей. Если они смогут связать себя с вашей историей, вы все равно будете скучны. Но если история близка им и подана живо, вы будет выглядеть блестяще.
Автор Джеффри Джеймс (Jeoffrey James)
Источник inc.com
Книга в подарок
Опубликована наша книга «Прорыв. Единственный путь развития бизнеса». Это бизнес-роман о производственном предприятии, столкнувшимся с «потолком» в своем развитии. Для прорыва в развитии руководству и персоналу приходится преодолеть собственные, выстраданные на опыте, но устаревшие убеждения. Читателю предлагается пройти через этот прорыв вместе с героями. Вы увидите трудности такой трансформации, осознаете природу сопротивления изменениям и реальный путь к таким изменениям.
Подпишись на наш Telegram-канал и получи книгу в подарок!