Как возразить руководству

Как возразить руководству

Ваш босс предлагает новую инициативу, которая, по вашему мнению, не сработает. Ваш старший коллега представляет график проекта, который вы считаете нереальным. Что вы говорите, когда вы не согласны с кем-то, кто обладает большей властью, чем вы? Как вы решаете, стоит ли возразить? И если вы это сделаете, что именно вы должны сказать?

Конфликт сторон

Медиапособие Виктора Вальчука «Конфликт сторон»

На предприятиях нередко возникают ситуации, когда интересы сторон расходятся. Одна сторона предпочитает одни действия и решения, а другая сторона — другие. Для таких ситуаций всегда можно построить диаграмму разрешения конфликта. Как всегда, конфликт имеет место быть вследствие того, что у одной или у обеих сторон имеются ошибочные убеждения. Их обнаружение позволяет найти прорывное решение.

Медиапособие для тех, кто хочет развить свои управленческие навыки и вывести карьеру на новый уровень, но не хватает времени. Включает полный разбор инструмента ТОС «Грозовая туча» для верного решения конфликта сторон (в т.ч. 2,5 часа видеолекций курса «Директор по трансформации»).

ПОДРОБНЕЕ >

Что говорят эксперты

Это естественная человеческая реакция – избегать несогласия с начальником. «Наш организм специализируется на выживании, поэтому у нас есть естественная склонность избегать ситуаций, которые могут навредить нам», – говорит Джозеф Гренни, соавтор Crucial Conversations и соучредитель VitalSmarts, компании по корпоративному обучению. «Суть в том, что мы боимся негативных последствий», – добавляет Холли Уикс, автор книги «Провал в коммуникации». Мы сразу же думаем: «Ему это не понравится», «Она подумает, что я – проблема», может быть, даже: «Меня уволят». Конечно, легче согласиться, но это часто неправильно. (Здесь и далее – цитаты Гренни и Уикса.) Что делать?

Будьте реалистичны в отношении рисков

Большинство людей склонны переоценивать риски, связанные с высказыванием. Наша естественная склонность состоит в том, чтобы начать с воображения всех ужасных событий, которые могут произойти. Да, ваш коллега может сначала удивиться и даже расстроиться. Но скорее всего, вы не будете уволены и не станете врагами на всю жизнь. Сначала вы должны рассмотреть «риск не высказаться», возможно, проект будет сорван, а затем сопоставить это с потенциальными последствиями для себя.

Решите, не стоит ли подождать

После этой оценки риска вы можете решить, что лучше не высказывать свое мнение. Может быть, вы еще не совсем продумали проблему, дискуссия стала сюрпризом, или вы хотите получить более четкое представление о том, что думают остальные. Если вы думаете, что другие люди тоже не согласятся, вы можете сначала собрать свою армию. Люди могут поделиться своим опытом или информацией с вами, что сделает ваши возражения более сильными или обоснованными. Также хорошая идея отложить разговор, если вы находитесь на собрании или в другом общественном месте. Обсуждение вопроса наедине заставит влиятельного человека вести себя менее угрожающе.

Определите общую цель

Прежде чем поделиться своими мыслями, подумайте о том, что волнует влиятельного человека – это может быть «доверие к своей команде или завершение проекта в срок. Скорее всего, вас услышат, если вы сможете связать свое несогласие с «более высокой целью». Говорите открыто, чтобы вас воспринимали не как неприятного подчиненного, а как коллегу, который пытается достичь общей цели. Тогда дискуссия станет «скорее шахматной игрой, чем боксерским матчем».

Попросите разрешения не согласиться

Этот шаг может показаться чрезмерно почтительным, но это умный способ дать сильному человеку «психологическую безопасность» и контроль. Вы можете сказать: «Я знаю, что мы пытаемся выполнить обязательства в первом квартале. У меня есть причины думать, что это не сработает. Могу ли я изложить свои рассуждения?». Это дает человеку выбор, позволяя ему принять участие. И, если он скажет «да», это заставит вас чувствовать себя более уверенно, выражая свое несогласие.

Сохраняйте спокойствие

Вы можете чувствовать, как бьется ваше сердце или вы краснеете, но делайте все возможное, чтобы оставаться нейтральным в своих словах и действиях. Когда язык вашего тела сообщает о нежелании или беспокойстве, это подрывает смысл сообщения. Тело посылает противоречивые сообщения, и ваш коллега выбирает, что принять. Сделайте несколько глубоких вдохов, а также говорите медленнее и тише. Когда мы чувствуем панику, мы говорим громче и быстрее. Вы не хотите выглядеть сумасшедшим или говорить шепотом, но простое замедление темпа и разговор ровным тоном помогает успокоить другого человека и делает то же самое для вас. Это также заставляет вас казаться уверенным, даже если вы не уверены.

Подтвердите исходную точку зрения

Получив разрешение, сформулируйте точку зрения другого человека. С какой идеей, мнением или предложением вы не согласны? Четкая формулировка, возможно, даже лучшая, чем у коллеги, закладывает прочную основу для обсуждения. Нужно, чтобы ваш коллега подтвердил, что вы его правильно поняли. Вы же не будете ссориться из-за того, что поняли ли его точку зрения.

Не выносите суждений

Когда вы приступите к выражению своей озабоченности, внимательно следите за своим языком. Следует избегать любых слов осуждения, таких как «близорукий», «глупый» или «поспешный», которые могли бы разозлить вашего коллегу. Один из советов – вырезать все прилагательные, поскольку они могут быть неправильно истолкованы или восприняты лично. Делитесь только фактами. Например, вместо того, чтобы сказать: «Я думаю, что срок завершения проекта в первом квартале несерьезный», вы можете произнести: «Мы выполняли четыре подобных проекта в прошлом, и смогли вовремя завершить только два, но там были особые обстоятельства». Оставайтесь нейтральным и сфокусированным на проблеме.

Оставайся скромным

Подчеркните, что вы предлагаете свое мнение, а не «истину в последней инстанции». Это может быть очень убедительное, поддержанное фактами мнение, но это все еще ваше мнение, поэтому говорите осторожно и слегка преуменьшайте свою уверенность. Вместо того, чтобы сказать: «Если мы установим конечный срок на конец квартала, мы ни за что его не выполним», скажите: «Это всего лишь мое мнение, но я не понимаю, как мы сможем уложиться в этот срок». Добавьте побольше «направляющих фраз», например, «Я тут вот что подумал». Это оставит место для диалога. Утвердив свою позицию (как позицию, а не как факт), продемонстрируйте искреннее любопытство к другим взглядам. Напомните человеку, что это ваша точка зрения, а затем попросите ее покритиковать, что-то вроде: «Скажите мне, где я не прав». Будьте искренне готовы услышать другие мнения.

Признайте их авторитет

В конечном счете, человек, находящийся у власти, примет окончательное решение, так что признайте это. Вы можете сказать: «Я знаю, что вам решать». Это не только покажет, что вы знаете свое место, но и напомнит руководителю, что у него есть выбор. Не отступайте от своего мнения и не давайте ложных похвал. Вы же хотите проявить уважение к человеку, сохраняя при этом свое самоуважение.

Памятка

Что делать:

  • Объясните, что у вас другое мнение и спросите, можете ли вы высказать его.
  • Проговорите исходную точку зрения или решение, чтобы было ясно, что вы поняли его.
  • Говорите медленно – разговор ровным тоном успокаивает и вас, и другого человека.

Что не делать:

  • Считать, что возражения могут повредить вашим отношениям или карьере – последствия обычно менее драматичны, чем мы думаем.
  • Высказывать свое мнение как факты; просто высказывайте свою точку зрения и будьте открыты для диалога.
  • Использовать суждения, такие как «поспешный», «глупый» или «неправильный», которые могут расстроить или спровоцировать вашего оппонента.

Автор: Amy Gallo
Источник